Перспективы развития автомобильной промышленности России

in Вестник РЭО №71, Промышленность

15 января т.г. Минпронауки РФ направило в правительство отчет о реализации Концепции развития отечественного автопрома, а также предложения по выравниванию условий ввоза легковых автомобилей для юридических и физических лиц. Суть предложений сводится к тому, чтобы распространить правила таможенного оформления машин юридическими лицами и на автомобили, ввозимые гражданами. В результате, растаможивание подержанных иностранных автомобилей 3-7-летнего возраста для физических лиц подорожает в среднем в 2,5 раза.

  В настоящее время для частных лиц и организаций установлены различные схемы таможенного оформления. Так, физические лица уплачивают совокупный таможенный платеж, который рассчитывается в зависимости от объема двигателя. Для машин в возрасте от 3 до 7 лет он составляет €0,85 за 1 куб. см при объеме двигателя до 2,5 л и €1,4 за 1 куб. см для автомобилей с более мощными двигателями. Юридические лица осуществляют все выплаты, исходя из декларируемой на таможне стоимости автомобиля. С организаций взимается таможенная пошлина (25% от стоимости, но не менее €1-€2,35 за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя), таможенный сбор (0,15% от стоимости), акциз (от 10 руб. за 1 л. с. мощности двигателя) и НДС (20%). По единым правилам ввозятся только новые иномарки (до трех лет).

  17 января Государственная Дума направила парламентский запрос премьер-министру М.Касьянову с просьбой поддержать отечественное автомобилестроение, выделив 1,5 млрд. руб. на закупку продукции российского автопрома. В случае если этих средств будет недостаточно, депутаты предлагают рассмотреть вопрос о выделении из федерального бюджета дополнительных сумм. В поддержку направления парламентского запроса проголосовали 243 депутата при необходимых 226 голосах.

  В 2002 г., по данным Госкомстата, в России было произведено примерно 981 тысяч легковых автомобилей, что на 4% меньше показателей 2001 г. (1022 тысячи). В 2001 году рост промышленного производства легковых автомобилей составил 5,4%, в 2000 г. – 1,6%, в 1999 г. – 13,6%. Сокращение производства легковых автомобилей в 2002 г. обусловлено снижением спроса на данную продукцию со стороны российских потребителей. В то же время в России вырос спрос на иномарки. Так, по данным ГТК за январь-ноябрь 2002 г. импорт легковых автомобилей вырос на 21,4% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.
  Одним из факторов, способствующих росту спроса на иномарки, стали введенные в действие с октября 2002 г. новые ставки ввозных таможенных платежей на семилетние автомобили иностранного производства. Ожидание повышения пошлин вызвало ажиотажный спрос со стороны российских потребителей на подержанные автомобили иностранного производства.
  Другими факторами, способствовавшими росту продаж иномарок, являются:

·      развитие и широкое применение различных инструментов повышения продаж (продажа в кредит, лизинг, программа скидок, техобслуживание, льготное страхование и др.);

·       развитие дилерской сети;

·       обновление модельного ряда;

·      увеличение гарантийного срока на автомобили ряда зарубежных произво- дителей.

Вывод: Реализация обозначенных Госдумой и Минпромнауки мер приведут в долгосрочной перспективе к краху российского автопрома. Несмотря на то, что для российских автопроизводителей фактически был создан режим наибольшего благоприятствования (таможенные и налоговые льготы, повышение пошлин на автомобили иностранного производства, создание СЭВ), производство легковых автомобилей в 2002 г. снизилось, причем впервые с 1999 г. При этом снизились и объемы продаж отечественных автомобилей. Так, IV квартал 2002 г. на ОАО “АвтоВАЗ” завершился с нулевой прибылью, почти вдвое увеличилась кредиторская задолженность, снизилась рентабельность производства автомобилей, обязательные платежи заводу пришлось частично осуществлять за счет заемных средств. При этом импорт автомобилей иностранного производства в Россию существенно возрос. Все это может оказаться губительным для отечественной автомобильной промышленности при открытии рынков после вступления в ВТО. О каких дальнейших перспективах развития российского автопрома можно говорить в условиях открытой конкуренции, если российские автопроизводители не в состоянии развиваться в созданных тепличных условиях?
  В настоящее время сложилась ситуация, когда до вступления России в ВТО есть еще некоторое время. На наш взгляд, необходимо использовать это время для того, чтобы постепенно закалить отечественных автопроизводителей, подготовить их к открытой конкуренции с иностранными производителями. Если же продолжать создавать им тепличные условия, при которых лишь возрастает цена производимой продукции при неизменном ее качестве, то последствия для российской автопромышленности в перспективе будут самыми плачевными.
  Таким образом, мы вынуждены констатировать, что предлагаемые Госдумой и Минпомнауки меры по повышению пошлин и искусственному стимулированию спроса не приведут к сколь-нибудь существенному улучшению качества работы отечественных автопроизводителей.
  Хочется надеяться, что правительство не поддержит выдвинутые инициативы, так как эксперимент прошлого года показал бесперспективность такого пути развития отечественного автопрома.