Концепция развития лесного хозяйства России

in Вестник РЭО №72, Промышленность

18 января т.г. Правительство РФ одобрило Концепцию развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 гг. и поручило федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития лесного хозяйства учитывать положения Концепции, сообщает Департамент правительственной информации.

  Реализация основных задач, согласно Концепции, будет осуществляться в два этапа:
  На первом этапе (2003-2005 гг.) планируется сформировать эффективную структуру управления лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании.
  На втором этапе (2006-2010 гг.) планируется осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкого использования современных технологий для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.

  В Концепции также говорится, что, несмотря на меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами, приоритет в дальнейшем развитии лесопользования будет отдан европейской части России и Уралу. Это связано с близостью лесных ресурсов данных регионов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей.
  В других регионах, а именно в южных районах Сибири и Дальнего Востока, стратегия увеличения объемов лесопользования будет состоять в вовлечении в эксплуатацию новых лесных территорий путем передачи участков лесного фонда в концессию. По замыслу разработчиков Концепции, решение проблем концессии участков лесного фонда позволит вовлечь неиспользуемые лесосырьевые ресурсы в эксплуатацию, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность лесопользования.

  Также планируется усовершенствовать порядок предоставления участков лесного фонда в долгосрочное и краткосрочное пользование, а также механизм, обеспечивающий покрытие убытков лесного хозяйства в случае невыполнения лесозаготовителями мероприятий по восстановлению леса и несоблюдения ими требований лесного законодательства.
  По состоянию на 1 января 2002 г. общая земельная площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в России составляла 1,2 млрд. га (69% территории страны). Запасы древесины в лесах – 82 млрд. куб. м, что выше четверти мировых запасов древесины. Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины – более 500 млн. куб м.

  Как отмечается в Концепции, до 2010 г. целесообразно сохранить государственную федеральную собственность на лесной фонд, перераспределив при этом полномочия по управлению лесным фондом среди участников лесных отношений, а также сохранить многообразие предусмотренных законодательством РФ форм собственности на леса и древесно-кустарниковую растительность, не входящие в лесной фонд. В законодательном порядке следует установить формы собственности на леса, расположенные на землях поселений.
  В 2002 г. производство промышленной продукции в лесопромышленном комплексе увеличилось на 2,4% по сравнению с 2001 г. (в 2001 г. рост промышленного производства в отрасли составил 2,6%), при росте общего объема промышленного производства в стране на 3,7%.
  Динамика промышленного производства в отдельных подотраслях ЛПК по сравнению с 2001 г.:

·         лесозаготовочная промышленность – 94,1%;

·         деревообрабатывающая промышленность – 97,9%;

·         целлюлозно-бумажная промышленность – 104,6%.

За 11 месяцев 2002 г. экспорт обработанных лесоматериалов из России составил 4,8 млн. тонн (рост на 17,4%) на общую сумму $788,2 млн., экспорт необработанных лесоматериалов – 33,7 млн. куб. м (рост на 16,2%) на общую сумму $1,5 млрд. Также возрос экспорт фанеры клееной (на 11,6%) и целлюлозы древесной (на 5,1%). Всего же за январь-ноябрь 2002 г. на экспорт было отправлено продукции ЛПК на сумму $3,4 млрд., в то время как, например, в Канаде, сопоставимой с Россией по лесным ресурсам, продажа леса приносит ежегодно $26 млрд. Потенциал же роста лесной промышленности России большинством экспертов оценивается в 6-8% и даже 10%.

  Вывод: Принятие Концепции развития лесного хозяйства в целом можно оценить положительно. Лесная промышленность представляет собой одно из перспективных направлений развития отечественной экономики. При эффективном управлении лесной отраслью последняя вполне может стать альтернативой отраслям ТЭК в качестве локомотива роста экономики России. Увеличение доли продукции ЛПК в структуре экспорта страны позволит снизить зависимость от цены на нефть, диверсифицировать риски развития российской экономики, что является одной из главных задач на среднесрочную перспективу. Кроме того, преимуществом лесных ресурсов перед нефтегазовыми является восполняемость.

  Однако отсутствие единой стратегии развития отрасли до настоящего времени и единого центра принятия решений по ЛПК не способствует повышению эффективности отрасли. Также можно отметить, что ответственность за управление отраслью размыта, что усиливает беспорядок в лесном комплексе. В первую очередь для реформирования отрасли необходимо определить единый орган управления и разработки законодательных инициатив. Давно признано необходимым снижение таможенных платежей на ввоз оборудования, снижение экспортных и повышение импортных ставок на продукцию глубокой обработки, повышение тарифов на экспорт необработанной древесины. Кроме того, важным и экономически обоснованным является совершенствование системы рентных платежей в природопользовании (изменение объемов и структуры рентных выплат). В настоящее время рентные платежи в России очень малы, в 100-1000 раз меньше, чем в других “лесных” странах, что обуславливает образование сверхприбыли у лесозаготовителей.

  Подобные меры, к сожалению, не предлагаются. Непонятно, почему государство не использует свои регулирующие функции для достижения лучшей структуры производства? Сейчас в структуре российского лесного экспорта доминирует необработанная древесина, что влечет неэкономное использование природных богатств и потерю потенциальной прибыли, а также низкие темпы роста отрасли. Для изменения ситуации в ЛПК необходимо проведение более активной, стимулирующей развитие, государственной политики.