Приостановка налогового реформирования

in Вестник РЭО №73, Налоги, Реформы

6 февраля т.г. состоялось заседание Правительства РФ, на котором обсуждались дальнейшие направления налогового реформирования и меры по их реализации в 2003-2005 гг.
  Минфин РФ подготовил к заседанию согласованный с Минэкономразвития план реформирования налоговой системы России на 2003-2005 гг.
  Согласно одобренному документу, при осуществлении налоговой реформы “следует исходить из понимания, что ускорение темпов экономического роста в России не достижимо без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства”. Главным резервом и необходимым условием для снижения налоговой нагрузки на экономику является сокращение расходов государства по отношению к ВВП за счет оптимизация их структуры и повышения эффективности использования. Согласно представленным планам, необходимые предложения в этом направлении должны быть разработаны до 1 апреля 2003 г. и внесены в Правительство РФ. При этом предполагается, что снижение совокупного бюджетного бремени в 2004-2006 гг. должно составить ежегодно около 1 п. п. ВВП.

  Правительство планирует в качестве дополнительной меры для стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов предусмотреть возможность получения налогоплательщиками “инвестиционной льготы” в виде отнесения на расходы сразу после ввода в действие и принятия к учету 25% стоимости введенных в действие основных средств со сроком полезного использования свыше 5 лет. Компенсировать бюджетные потери, связанные с реализацией данной меры, планируется за счет увеличения фискальной нагрузки на сырьевой сектор экономики.

  В частности, в отношении налога на добычу полезных ископаемых предлагается уже в 2003 г. принять решение о продлении на 2005 г. и последующие годы применения специфической ставки этого налога при добыче нефти. Также с 2006 г. возможно введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, который по замыслу правительства позволит создать для нефтедобывающих организаций режим налогообложения, учитывающий повышенные затраты в первые годы эксплуатации нефтяных месторождений.

  Реформа ЕСН запланирована на 2004 г., а вступление ее в силу ожидается лишь с 2005 г. Планируется снижение эффективной ставки ЕСН примерно на 5%.
  Что касается налогообложения добавленной стоимости, то его перспектива еще более туманна. Предусматривается, что “при условии благоприятной финансовой ситуации с 2006 г. возможно снижение налоговой ставки НДС до 15-17%”. Также, по мнению правительства, “представляется целесообразным, начиная с 2004 г. по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, применять налоговые вычеты в общем порядке (при этом ранее накопленная задолженность будет постепенно погашаться)”. Кроме этого планируется оптимизировать перечень документов для подтверждения применения нулевой ставки НДС и для обоснования вычетов.
  Рост акцизов на основную массу товаров будет в пределах инфляции, то есть на 10-12%. Исключение составят табачные изделия, ставки акцизов на которые предполагается увеличить на 20-25%.

  Вывод: На прошедшем заседании правительства были приняты фактически сходные решения с заседанием правительства двухмесячной давности. Как и в начале декабря 2002 г., кардинальных решений в области определения дальнейшей стратегии налогового реформирования и повышения в целом эффективности налоговой системы принято не было.
  Решения, принятые на заседании правительства, фактически не несут смысловой нагрузки в течение ближайших нескольких лет, так как реформы основных налогов ожидаются не ранее 2005 г.

  Как мы уже писали, все это можно рассматривать как замораживание налоговых реформ. Видимо, 2003 год ожидает судьба 2002 года, когда по ключевым направлениям налогового реформирования сдвигов не произошло. Произошедшее свидетельствует о неуверенности идеологов реформы перед проблемами 2003 г., а не о продуманной стратегии и тактике. Очевидно, что перед выборами рисковать никто не хочет. Однако данная позиция правительства ошибочна, так как именно продолжение налоговой реформы могло бы дать мощный толчок в целом реформированию экономики и существенно облегчить победу здравых сил на выборах.
  Без продолжения налогового реформирования и создания институциональной среды с равными условиями функционирования хозяйствующих субъектов невозможно дальнейшее устойчивое развитие экономики России. Останавливаться на полпути неразумно.