Государственная политика России в области заимствований

in Вестник РЭО №73, Госдолг

4 февраля т.г. председатель Счетной палаты РФ С.Степашин заявил, что Россия последовательно снижает объемы внешних заимствований, сообщает ИТАР-ТАСС. Объем иностранных заимствований в бюджете-2003 сокращен на 40% по сравнению с 2002 г. “Уменьшение объема иностранных заимствований является следствием курса на последовательное снижение роли внешних источников финансирования доходной части федерального бюджета”, – сообщил С.Степашин.

  Напомним, что 26 июля 2002 г. правительство одобрило программу государственных внешних и внутренних заимствований на 2003 г., подготовленную Минфином РФ. Согласно программе государственных внешних заимствований, на внешнем рынке Россия в 2003 г. планирует привлечь $1,68 млрд. В частности, предполагается выпуск еврооблигаций в размере до $1 млрд., $640 млн. будут привлечены в качестве целевых займов и еще $40 млн. – кредит МБРР на развитие бюджетного федерализма и региональных финансов.

  Программа государственных внутренних заимствований предполагает размещение в 2003 г. на внутреннем рынке государственных облигаций в размере 170 млрд. руб. В т.г. также планируется погашение облигаций в объеме 110-120 млрд. руб. В целом государственная политика в области заимствований в 2003-2005 гг. будет строиться с учетом того, что приоритетным направлением являются заимствования на внутреннем, а не на внешнем рынке.
  В 2002 г., несмотря на повышение ее кредитного рейтинга и улучшение условий на кредитных рынках, Россия продолжала воздерживаться от новых внешних заимствований. За истекший год государственный долг снизился на 9% ВВП и составил около 40% ВВП (что, согласно Маастрихским соглашениям, соответствует требованиям ЕС по соотношению госдолга к ВВП [не более 60%]). Напомним, что еще в 1999 г. уровень госдолга составлял примерно 130% ВВП.

  В отношении внутренних заимствований в 2002 г., по предварительным оценкам Минфина, сальдо по источникам внутреннего государственного долга составило 106,5 млрд. руб., в том числе привлечено средств на сумму 221,1 млрд. руб. и направлено 114,6 млрд. руб. на погашение внутреннего госдолга. Объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2002 г. увеличился в части ОФЗ с одновременным уменьшением объема эмиссии ОГНЗ и ГСО. Напомним, что в 2001 г. сальдо по источникам внутреннего государственного долга, по оценкам Минфина, составило   (-10,9) млрд. руб., в том числе привлечение средств – 11,0 млрд. руб. и погашение внутреннего госдолга – 21,9 млрд. руб.

  Фактические объемы эмиссии в 2002 г., по данным Минфина, составили:

·         по ГКО – 37,09 млрд. руб.

·         по ОФЗ-ФК – 116,25 млрд. руб.

·         по ОФЗ-АД – 42,29 млрд. руб.

·         по ОФЗ-ПД – 43,1 млрд. руб.

С 2004 г. для укрепления финансовой устойчивости государства правительство планирует сформировать стабилизационный фонд вместо существующего в настоящее время финансового резерва, для чего в т.г. планируется внесение изменений в Бюджетный Кодекс.

  Вывод: По нашему мнению, единственным критерием государственной политики заимствований должна быть стоимость заимствований. В этом вопросе не нужно зацикливаться только на внутренних или внешних заимствований. Всегда нужно исходить из экономической целесообразности. Если заимствования на внешнем рынке дешевле и условия выгодней (что имело место в 2002 г.), то нужно занимать извне.
  Отсюда, существующая политика правительства в области заимствований, направленная на замещение внешнего долга внутренними заимствованиями, сомнительна и преждевременна. Для эффективного проведения подобной политики, прежде всего, необходима реализация следующих мероприятий:

1.       Осуществление банковского реформирования.

2.       Создание цивилизованного рынка капиталов в стране.

3.       Разработка комплекса мер, направленных на соблюдение и защиту прав акционеров в российских компаниях.

Кроме того, в условиях снижения инвестиционной активности внутри страны (по данным Минэкономразвития, в 2002 г. инвестиции в основной капитал выросли на 3%, в то время как в 2001 г. на 8,7%, а в 2000 г. – на 17,4%), государство, осуществляя масштабные внутренние заимствования, будет конкурировать с частным заемщиком. То есть финансовые средства, которые могли бы быть использованы в отраслях, будут отвлекаться государством. Это может привести к так называемому эффекту “вытеснения инвестиций” (“crowding out”), как это происходило в 1996-97 гг., что нанесет огромный ущерб экономическому развитию с вытекающими негативными последствиями для инвестиционной деятельности в стране.

  Следует также отметить, что пока политика внутренних заимствований регулируется в соответствии с местным законодательством, стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как государство в этих условиях действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях (вплоть до признания страны банкротом).
  Активизация серьезных внутренних заимствований преждевременна также и с позиций того, что до сих пор не преодолен подрыв доверия к российскому государству после кризиса 1998 г. (пирамиды ГКО).

  Также, пока не создано долговое агентство, начало работы которого планируется лишь в 2004 г., то есть об эффективности и прозрачности политики внутренних заимствований в таких условиях опять же сложно говорить.
  Таким образом, проведение правительством в ближайшем будущем масштабных внутренних заимствований может привести к дестимулированию инвестиционной деятельности внутри страны, поэтому текущая деятельность правительства в вопросе заимствований, на наш взгляд, лишена экономической целесообразности.