Мрачные перспективы новой пенсионной системы России

in Вестник РЭО №73, Население, Пенсионная реформа

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 января 2003 г. №34, Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) назначен государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, формирующихся в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании).

  30 января т.г. председатель Внешэкономбанка В.Чернухин заявил, что банк рассчитывает получить в 2003 г. в управление средства на сумму около $4 млрд., сообщает “Reuters”. По словам В.Чернухина, федеральный закон об инвестировании пенсионных средств предполагает вложения средств, которые граждане сами не доверили управляющим компаниям, в государственные ценные бумаги, номинированные в рублях и иностранной валюте, ипотечные бумаги, гарантированные государством, и средства на депозитных счетах в других банках. Кроме того, должна быть утверждена инвестиционная декларация, закрепляющая направления инвестирования пенсионных средств госуправляющей компанией. Согласно Постановлению Правительства №34, в течение I квартала т.г. Минфин, Минэкономразвития, ФКЦБ, Пенсионный фонд должны внести в правительство предложения о порядке утверждения данной декларации.
  По словам В.Чернухина, управление средствами пенсионного фонда не принесет ВЭБу большой выгоды. Председатель ВЭБ пояснил, что законом предусмотрена возможность выплаты вознаграждения государственной инвестиционной компании в размере менее 1% от объема управляемых средств.

Вывод: Известно, что:

1)    ВЭБ не является банком, так как не обладает банковской лицензией, а действует на основе Указа Президента РФ №2261 от 22 декабря 1993 г.

2)    На основе ВЭБ в настоящее время создается Федеральное агентство по управлению государственным долгом. По плану Минфина, долговое агентство начнет работу в 2004 г., когда окончательно сформируется единая система управления госдолгом. Таким образом, ВЭБ сейчас выполняет совершенно иные функции.

Таким образом, последнее решение правительства в области пенсионного реоформирования более чем сомнительно. Вполне понятно, если бы выбор государственного агента по распоряжению пенсионными средствами пал на Сбербанк или Внешторгбанк.
  Сбербанк аккумулирует свыше 82,5% рублевых вкладов физических лиц, из которых значительную часть представляют средства пенсионеров. Кроме того, доля пенсионеров, получающих пенсию через Сбербанк по линии Минтруда РФ, превышает 22%, а по линии Минобороны РФ, МВД РФ и других силовых структур – 93%!
  ВТБ относится к банкам высшей группы надежности. По итогам 2001 г. авторитетным британским журналом “The Banker” ВТБ был признан крупнейшим по размеру капитала банком Центральной и Восточной Европы. К тому же, ВТБ имеет наивысший среди российских банков рейтинг платежеспособности международных рейтинговых агентств.
  Кроме того, как мы уже писали, в текущих российских условиях агентом по определению сумм пенсионных резервов и их размещению вполне может быть сам Пенсионный фонд РФ.

  Механизм управления пенсионными накоплениями должен быть абсолютно прозрачен и прост. На наш взгляд, должен быть создан орган, куда войдут представители Центробанка, Минфина, Минэкономразвития и несколько профессионалов с рынка ценных бумаг. Этот орган будет периодически, например, ежеквартально, собираться для формирования инвестиционного портфеля, в котором до 80% средств направляется в государственные ценные бумаги иностранных государств (например, в казначейские облигации США), 5-10% накоплений – в крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета, в же российские ценные бумаги вложения не должны превышать 5-10%.

  Последнее объясняется тем, что в условиях отсутствия прочных финансовых инструментов внутри страны, пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов, которые обладают высокой степенью надежности. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений – это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг. В то же время, вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются законом 20%, а в российские государственные ценные бумаги – никак не ограничиваются, что представляется рискованным и даже опасным.

  Таким образом, очевидно, что действия правительства сомнительны и в области механизмов управления пенсионными средствами, и в выборе госагента по управлению этими средствами. В таких условиях, рассчитывать на успешное внедрение новой пенсионной системы нельзя.