Обсуждение необходимости реформирования ЖКХ продолжается

in Вестник РЭО №74, Реформы

12 февраля т.г. в Государственной Думе прошел “правительственный час”, на который был приглашен премьер-министр РФ М.Касьянов для прояснения сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве России.
  М.Касьянов заявил о необходимости корректировки программы преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Премьер отметил, что реформа ЖКХ не приводит к желаемым результатам, и необходимо разработать стимулы, подталкивающие регионы на проведение реформы. По словам М.Касьянова, необходимо предотвратить необоснованный рост тарифов, а также создать конкурентную среду при управлении и техническом обслуживании жилищно-коммунальной сферы. Кроме того, было указано на необходимость принятия мер по реструктуризации долгов предприятий ЖКХ, для чего необходимо четкое разграничение финансовых полномочий всех уровней власти.

  Реформа ЖКХ, по самым примерным оценкам, оценивается в 300 млрд. руб. Ситуацию в этой сфере “можно изменить кардинальным образом” в течение 5 лет, заявил М.Касьянов. Премьер отметил, что расходование данной суммы в рамках реформы целесообразно только при внедрении “новой экономической модели”, в противном случае выделение средств бессмысленно.

  По словам М.Касьянова, с начала отопительного сезона на объектах ЖКХ произошло 75 крупных аварий, причем 30% из них связаны с износом и неподготовленностью инфраструктуры ЖКХ, а также по причине нарушения правил технической эксплуатации. В настоящее время, подавляющее большинство аварий ликвидировано, в то же время, как отметил российский премьер, запас прочности ЖКХ практически исчерпан, и для создания устойчивой системы необходимо принимать меры по реформированию этой сферы.

  М.Касьянов подчеркнул, что локальные монополии в ЖКХ должны быть под государственным контролем, а федеральному правительству в срочном порядке должна быть предоставлена возможность ввести единый метод расчета тарифов при заключении подрядов на поставки услуг ЖКХ. Такие полномочия предусмотрены в законопроекте “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О федеральной жилищной политике”, прошедшем пока только первое чтение. Кроме того, Правительство РФ планирует отказаться в ряде регионов от практики строительства и использования центральных систем отопления ввиду их неэффективности, и перейти на меры по внедрению локальных систем отопления, рассчитанных на одно или несколько зданий. Помимо этого, при ремонте и прокладке теплотрасс предполагается использовать материалы с более высокой степенью коррозийной стойкости.
  В результате обсуждения вопроса реформы ЖКХ, правительством и Госдумой было решено создать совместную комиссию для корректировки реформы ЖКХ. Комиссия займется проработкой всех деталей, связанных с корректировкой реформы с тем, чтобы “реформа ЖКХ не оплачивалась за счет населения”, – сказал М.Касьянов.

  Вывод: Трудно не согласиться с выводами и предложениями, которые прозвучали во время обсуждения как со стороны депутатов, так и со стороны главы правительства. Другое дело, что приступить к решению данной проблемы необходимо было еще несколько лет назад, когда она не стояла так остро. А к настоящему моменту никаких реальных мер в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства принято не было, и ситуация только ухудшается. В то же время, разговоры о необходимости принятия экстренных мер продолжаются.
  Как мы не раз писали, центральный вопрос реформы должен состоять в переходе на систему количественно-качественного регулирования подачи теплоэнергии, предполагающую переменный расход теплоносителя с изменением его температуры только при переходе с зимнего режима на летний и обратно.

  Вне зависимости от того, в каком размере граждане будут оплачивать коммунальные услуги (80%, 90%, 100%), до осуществления перечисленных мер не следует ожидать повышения качества коммунального обслуживания. Коммунальные предприятия в любом случае получают 100% оплаты, просто прежде большая часть покрывалась за счет бюджетов, сейчас же выросла доля населения, а доля бюджетов уменьшилась, но общий размер поступлений остался на прежнем уровне.
  В основу новой системы ЖКХ необходимо положить принцип зависимости оплаты ЖКУ от эффективности и качества услуг. Нужна долгосрочная программа энергосбережения на государственном и региональном уровнях, реформа должна стимулировать иные формы тепло- (водо-, электро-, газо-) снабжения и содержания жилья.

  ЖКХ России находится в глубоком кризисе. Рост платежей за коммунальные услуги продолжается, но это не приводит к улучшению качества услуг, износ инфраструктуры составляет более 60%, при этом около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Переход на 100%-ю оплату населением коммунальных услуг не приведет к повышению их качества. Требуются срочные действия, но продавливание вышеупомянутого закона вряд ли поможет. Фактически происходит перекладывание ответственности на региональные власти и следующее поколение политиков.