Правительство Москвы пересматривает арендные ставки на 2003 г.

in Вестник РЭО №74, Малый бизнес

11 февраля на заседании московского правительства Ю.Лужков подверг критике руководство комплекса имущественно-земельных отношений столицы за резкое повышение арендной платы в городе, сообщает “Интерфакс”. Недовольство вызвано решением о повышении с 1 января 2003 г. ставок арендной платы за использование нежилых помещений.
  “Это возмутительное решение, которое руководство комплекса не имело право принимать, поскольку оно касается городской политики применения стимулов и льгот”, – заявил мэр Москвы, обращаясь к главе комплекса О.Толкачеву.

  По мнению Ю.Лужкова, руководство комплекса решило проблему выполнения планового задания по сбору платежей, “вздув стоимость аренды”. Аренда была повышена “из местнических, отраслевых интересов”.
  Сейчас в Москве арендуется около 10 млн. кв. м нежилых помещений. Ю.Лужков отметил, что это только пятая часть потенциала, которым располагает город. Если весь этот потенциал будет задействован, то необходимость в установлении высоких коэффициентов арендных платежей отпадет.
  “Вы рубанули по городу, по малому бизнесу, по учреждениям социальной сферы”, – сказал московский мэр.

  О.Толкачев в свою очередь признал, что в ходе принятия документа были допущены ошибки. 12 февраля он заявил, что в методику расчета арендных платежей за нежилые помещения в Москве, вступившую в действие с 1 января 2003 г., будут внесены дополнения и поправки. Как сообщил О.Толкачев, после корректировки ставки аренды для всех категорий арендаторов будут повышены не более чем в 2 раза по сравнению с уровнем ставок до 1 января 2003 г. При этом все льготы по арендным платежам для учреждений социальной сферы, предприятий малого бизнеса будут сохранены.

  Напомним, что в 2002 г. были разработаны и одобрены кардинальные изменения в методике расчета базовой ставки арендной платы для нежилых помещений в Москве, которая, к тому же, устанавливалась независимым оценщиком исходя из рыночной стоимости объекта. Анализируя нововведения, складывалось впечатление, что проблему увеличения доходных поступлений в бюджет города планировали решить только за счет малого бизнеса.
  В результате, с 1 января 2003 г. арендная плата для субъектов малого предпринимательства в Москве (для других категорий арендаторов условия практически не изменялись) выросла в несколько раз, что ставило под сомнение дальнейшее существование большинство предприятий малого бизнеса столицы. Кроме того, начались махинации в процессе оценки рыночной стоимости нежилых помещений, когда, например, после проведения ремонтных работ в помещении рыночная стоимость его возрастала в разы, соответственно, увеличивался и размер арендной платы.

  Мы подробно описывали возможные последствия всех нововведений в Вестнике №61 от 1 ноября 2002 г.
  Вывод: Как мы уже писали, повышение арендной платы до рыночного уровня необходимо, так как это исключит возможность предоставления недорогих муниципальных площадей за взятки, и даст возможность городу получить необходимые поступления в бюджет. Но, во-первых, делать это нужно поэтапно и, во-вторых, создать реально действующую комплексную систему поощрения малого бизнеса. Речь идет о:

1)    предоставлении льгот по аренде уже занимаемых малыми предприятиями нежилых помещений;

2)    строительстве сети крупных офисных центров для малого бизнеса с невысокой арендной платой и оборудованных всем необходимым для начала бизнеса (бизнес-инкубаторы);

3)    критерием предоставления малым предприятиям дешевых помещений могла бы быть налоговая дисциплина организаций и/или размер фонда оплаты труда. При этом снижение уровня арендной платы компенсируется большими налоговыми поступлениями.

Следует признать, что фактически только мэр Москвы смог повлиять на изменение вступившего в силу нового порядка взимания арендной платы.
  В то же время, планируемое двукратное повышение арендной платы, предложенное О.Толкачевым, также необосновано, так как не предполагает адекватного улучшения условий использования и качества арендуемых нежилых помещений.