Концепция Стабилизационного фонда России

in Вестник РЭО №75, Бюджет

18 февраля т.г. стало известно, что Минфин РФ разработал и внес в правительство Концепцию механизма функционирования Стабилизационного фонда (СФ).
  Согласно Концепции, СФ формируется в целях создания эффективно действующего механизма сглаживания негативного воздействия ценовой конъюнктуры на бюджетную и денежно-кредитную политику, а также в целях накопления резервов бюджета на случай ухудшения конъюнктуры.
  Принципы расходования средств СФ будут различаться при благоприятной и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. В случае неблагоприятной конъюнктуры средства фонда могут быть направлены на компенсацию связанных с этим потерь доходов федерального бюджета.
  В соответствии с Концепцией, доходную часть СФ составят:

·       в полном объеме доходы от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты;

·      на ежеквартальной основе поступления по налогу на добычу полезных ископаемых при цене на нефть, превышающей базовую.

По результатам исполнения бюджета в отчетном финансовом году СФ должен уточняться с учетом превышения расчетной суммы доходов федерального бюджета в условиях сложившейся фактической цены на нефть марки “Urals” над ее среднем значением за последние годы. В настоящее время среднегодовой уровень цен на российскую нефть рассчитан, исходя из $18,5 за баррель, что соответствует средней цене в течение последних 10 лет. Кроме того, на первом этапе источниками формирования СФ также станут средства финансового резерва, накопленные на 1 января 2004 г.
  На первом этапе предусматривается осуществлять накопление ресурсов фонда, позволяющих покрыть в течение трех лет финансовый разрыв бюджетной системы, образующейся при цене на нефть $12 за баррель. Базовый объем СФ на первом этапе должен составить 8,7% ВВП.
  На втором этапе формирования СФ поступления средств в фонд сверх базового уровня могут как продолжать накапливаться в фонде, так и использоваться на мероприятия, сокращающие будущие расходы федерального бюджета.

  Для создания прозрачного механизма формирования фонда Минфин предлагает полностью интегрировать его в федеральный бюджет, обособив операции со средствами фонда на отдельном субсчете. Минфин же, согласно Концепции, и займется управлением средствами фонда.
  Правительство РФ будет определять принципы инвестирования средств СФ. При этом вложение сумм будет производиться в иностранную валюту и первоклассные ценные бумаги иностранных государств с тем, чтобы обеспечить высокую ликвидность фонда и стерилизацию излишнего денежного предложения, связанного с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

  Кроме того, в настоящее время готовятся поправки в Бюджетный Кодекс РФ с целью завершения доработки законодательной базы по СФ до начала проектирования федерального бюджета на 2004 г.

  Вывод: Как мы уже писали, работу правительства по созданию Стабилизационного фонда вместо финансового резерва, который будет закреплен в Бюджетном Кодексе, можно позитивно охарактеризовать. Это позволит определить четкий статус фонда и целевой характер использования его средств для того, чтобы инструмент реально заработал.

  В то же время, остаются вопросы по управлению средствами фонда:
  1) На наш взгляд, разграничение принципов расходования средств СФ, предложенное Минфином, слишком субъективно. В этом вопросе не должно быть никакой двойственности. Здесь необходима полная ясность и однозначность.
  Минфин должен быть лишь техническим исполнителем, лишенным возможности манипулирования живыми деньгами фонда. Иначе, в таких условиях всегда появляется возможность для коррупции.
  Принципы управления средствами фонда должны быть утверждаемы парламентом, и иметь статус закона, каковой всегда имеет бюджет. И Минфин в этих условиях должен действовать в рамках этого закона, как исполнитель.
  Таким образом, необходима четкая и жестко закрепленная законодательно процедура по направлениям использования средств фонда и его статусу.

  2) В отношении полной интегрированности фонда в федеральный бюджет, мы считаем, что Стабилизационный фонд должен иметь независимый внебюджетный статус. Именно это позволит обеспечить прозрачность операций с этими средствами.
  Целей расходования средств фонда должно быть как можно меньше. Таковыми могут быть:

1.    Погашение внешнего долга.

2.    Непредвиденные социальные проблемы (например, восполнение средств Пенсионного фонда РФ).

3.    Чрезвычайные ситуации в стране.

В целом же, процесс использования средств СФ, безусловно, должен быть прописан в Бюджетном Кодексе РФ.