Дальнейшие перспективы Соглашений о разделе продукции

in Вестник РЭО №75, ТЭК

18 февраля т.г. в рамках рассмотрения поправок ко второму чтению главы Налогового Кодекса по налогообложению при реализации Соглашений о разделе продукции прошло совещание по вопросу применения данного режима. В совещании приняли участие премьер-министр РФ, руководители Минфина, Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромнауки и МНС России.

  По итогам совещания достигнута договоренность, что в ближайшее время в России не появится новых месторождений, разрабатываемых на условиях СРП. Как сообщил Департамент правительственной информации по результатам обсуждения, участники совещания признали, что “СРП является особой формой привлечения инвестиций при добыче полезных ископаемых в труднодоступных районах со сложными климатическими и геологическими условиями”.
  Новые нефтегазовые месторождения должны разрабатываться на основе национального налогового режима, заявил глава Правительства РФ М.Касьянов. При этом он не исключил возможности отмены Соглашений по разделу продукции. Таким образом, премьер-министр выразил согласие с предложением министра энергетики И.Юсуфова, который выступает за распределение лицензий, дающих право на разработку месторождений, исключительно на открытых аукционах. В соответствии с предложением главы Минэнерго, использование режима СРП необходимо осуществлять только в случае отсутствия интереса со стороны российских компаний к разработке месторождений. По мнению И.Юсуфова, отдача от трех реально работающих в настоящее время проектов СРП (“Сахалин-1”, “Сахалин-2” и Харьягинское месторождение) далека от той, которая могла бы быть.

  Как заявил М.Касьянов, СРП – это не альтернатива национальной налоговой системе, а способ обеспечить разработку тех месторождений, где нет полной ясности в их перспективной эффективности. “Это могут быть отдаленные регионы, с суровыми и сложными природными условиями, например, Арктика, которые оставляют большие риски на момент принятия решений о разработке месторождений”, – заявил глава правительства, отметив также, что сегодня объемы добычи ресурсов растут темпами, опережающими любые прогнозы. “Недостатка в нефти нет, внутренние потребности удовлетворены полностью”, – констатировал премьер. Что касается газа, то, по его словам, в этой сфере следует наращивать запасы с тем, чтобы обеспечить добычу для внутренних потребностей страны и выполнить экспортные обязательства перед нашими партнерами. Способ разработки месторождения на основе СРП, как признал М.Касьянов, имеет свои преимущества, но должен применяться только в соответствующих условиях. Сегодня “слышна справедливая критика, что многие месторождения, которые осваиваются на условиях СРП, могли бы разрабатываться и на общих принципах налоговой системы”.
  По итогам обсуждения премьер-министр РФ М.Касьянов поручил заинтересованным министерствам и ведомствам доработать позицию правительства для обсуждения в Госдуме законопроекта во втором чтении. Речь в данном случае идет о дальнейшем сближении льготного налогового режима для участников СРП с общероссийскими налоговыми правилами.

  Острая дискуссия о перспективах СРП ведется уже не первый год. Против этого режима уже давно выступают потенциальные контрагенты операторов СРП – российские трубные и машиностроительные предприятия. Они выражают недовольство тем, что доля российских подрядчиков в проектах на шельфе Сахалина (“Сахалин-1” и “Сахалин-2”) крайне мала. Некоторое время назад к борьбе против СРП подключились компании “ЮКОС” и “Сибнефть”, которые опасаются, что компании, пользующиеся этим режимом, станут более привлекательными для инвесторов, а государство потеряет значительные потенциальных доходы из-за льготных условий по налогообложению. Так, глава ЮКОСа М.Ходорковский подчеркнул, что и за 12 лет действия СРП (то есть и после окончания льготного налогового периода) доходы государства будут намного меньше, чем от месторождений, которые разрабатывают по российским правилам.
  Также стоит отметить, что 11 февраля т.г. “Альфа-Групп”, “Access/Ренова” и BP объявили о заключении стратегического партнерства и намерении объединить свои нефтяные активы на территории России и Украины. Новая холдинговая компания станет третьей по величине российской нефтяной компанией по размеру запасов и объему добычи. ВР будет принадлежать 50% акций новой холдинговой компании. Объем средств, инвестированных со стороны BP в данный проект, составит порядка $6,75 млрд. Возможно, данное событие также существенным образом повлияло на принятие окончательного решения по поводу дальнейшей судьбы режима СРП.

  Вывод: В целом, можно положительно оценить принятое решение по ограничению действия режима СРП, и соответственно предоставления возможности российским компаниям ТЭК разрабатывать месторождения, которые потенциально попадают под режим СРП.
  Действительно потенциальные инвесторы не раз заявляли, что готовы работать на общих условиях, не требуя преференций, предоставляемых СРП. В этом плане показателен приход на российский рынок крупнейшего международного концерна BP. Это показывает, что крупные западные инвестиции в российский нефтяной комплекс могут прийти и без режима СРП. Позитивность данного события бесспорна, однако это все же не является свидетельством кардинального улучшения инвестиционного климата в России.

  Даже если удастся разработать реально действующий механизм функционирования СРП, привлекательный для иностранных инвесторов, остается совершенно неясным, какую выгоду Россия может извлечь из этого процесса.
  Российские добывающие компании способны самостоятельно разрабатывать большинство месторождений. Если они не используют их достаточно эффективно, то это связано в первую очередь с отсутствием эффективной системы налогообложения, стимулирующей компании активно инвестировать средства в разработку месторождений. Иностранные инвесторы не проявляют заинтересованность в разработке низкорентабельных месторождений, необходимости же отдавать им разведанные высокодоходные объекты нет. Отечественные компании в настоящее время владеют всеми необходимыми технологиями добычи сырья и кадрами, чтобы осуществлять разработку самостоятельно.

  Что же касается российской системы налогообложения, то известно, что она часто подвергалась изменениям, и это плохо сказывается на работе отечественных компаний. Однако декларируется, что принятие нового Налогового Кодекса внесет стабильность в эту сферу. Безусловно, разумнее совершенствовать единую систему налогообложения, чтобы работа в России на общих основаниях была выгодна и российским предприятиям, и иностранным инвесторам.
  На основе вышесказанного можно сделать окончательный вывод, что действие в настоящее время режима СРП не представляется для России необходимым и выгодным, поэтому целесообразность дальнейшего его существования сомнительна.