Положение студенчества в России

in Вестник РЭО №76, Население, Другие аспекты

26 февраля т.г. состоялась встреча вице-премьера РФ В.Матвиенко с представителями профсоюзов бюджетной сферы. По результатам встречи В.Матвиенко, в частности, заявила, что с 1 сентября 2003 г. стипендии студентов в России будут увеличены в 2 раза. По мнению В.Матвиенко, “это существенное увеличение, которое покроет рост стоимости жизни и инфляции в стране”.

  Согласно закону “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ”, “минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении) ежегодно федеральным законом, исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации”. В соответствии с данным законом от 7 августа 2000 г., минимальный размер стипендий студентов высших учебных заведений очной формы обучения составляет 200 руб. По настоящее время дополнений в данный закон, касающихся изменений размера стипендии, принято не было.
  По данным Минэкономразвития РФ, в 2002 г. прожиточный минимум в расчете на душу населения, по оценке, составил 1808 руб. и увеличился по сравнению с 1999 г. на 79,4% при росте потребительских цен за 3 года на 64% и соответственно к 2001 г. на 20,5% и 15,8%. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения, по оценке, в 2002 г. составил 1967 руб., пенсионеров – 1379 руб. и детей – 1799 руб.

  Таким образом, размер минимальной стипендии студентов высших учебных заведений составляет в настоящее время 11,06% от величины прожиточного минимума в целом по России.
  Вывод: Из анализа вышеприведенных данных видно, что при росте прожиточного минимума размер стипендии не изменяется и остается на смехотворном уровне. Совершенно очевидно, что студент не может прожить на такую стипендию, не говоря уже об обеспечении всем необходимым для учебы. Следовательно, учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены либо работать, либо оставаться на иждивении у родителей. В этой ситуации значительной части учащихся приходится работать, принеся в жертву процесс обучения и потенциальные знания. Это явно не способствует росту научного потенциала страны.
  В России часто говорят об оттоке молодых талантливых кадров из страны. Но ведь к этому шагу их готовят фактически со студенческой скамьи.
  Российское студенчество в настоящее время находится в трудном положении, так как с одной стороны не имеют даже минимально необходимого материального обеспечения, если же они решают поправить свое положение путем трудоустройства, это сразу встречает серьезное противодействие со стороны профессорско-преподавательского состава вуза, в котором обучаются. Кроме того, работать студенты очной формы не имеют права по закону. Таким образом, студенты фактически являются заложниками своего положения.

  Стоит также отметить, что планируемое правительством повышение стипендии с 1 сентября т.г. в 2 раза не отразятся существенным образом на сложившемся положении студентов. Чтобы хоть как-то улучшить материальное обеспечение студентов необходимо повысить размер стипендии как минимум в 5 раз, доведя до уровня в 1000 рублей.

  Большинством экономистов признано, что инвестиции в человеческий капитал являются наиболее эффективными. Правительству необходимо кардинально изменить политику в сфере образования и принять реальные меры по стимулированию развития науки в стране. Данные издержки государства в полной мере окупятся в будущем. Но сначала необходимо решить сложившиеся проблемы в области социального обеспечения студентов и привести размер стипендии к приемлемому уровню.