Степень информационной открытости органов власти России

in Вестник РЭО №76, Власть

14 февраля т.г. премьер-министр РФ М.Касьянов подписал постановление “Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти”, проект которого был одобрен на заседании правительства 6 февраля т.г.
  Постановлением утвержден перечень сведений о деятельности правительства и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

  Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить доступ граждан и организаций к информации об их деятельности, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа. Так, федеральные органы исполнительной власти обязаны своевременно и регулярно размещать информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет, а также систематически информировать граждан и организации о своей деятельности другими способами, предусмотренными законодательством РФ.

  Источником финансирования мероприятий, определенных этим постановлением, будут средства федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание исполнительной власти, а также средства федерального бюджета по статье расходов “Информатика (информационное обеспечение)” и средства федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002-2010 гг.)”, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65.
  Минэкономразвития, Минсвязи, Минпечати, ФАПСИ поручено до 1 ноября 2003 г. представить в правительство доклад о ходе реализации постановления.
  Также правительство рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом принятого постановления.

  Вывод: Последние шаги правительства в вышеописываемой сфере можно оценить положительно. Однако этого недостаточно, в рамках постановления правительства необходимо проведение реальных и эффективных мер по повышению информационной открытости деятельности правительства и органов исполнительной власти.

  В настоящее время сложилась ситуация, когда для ряда экономических субъектов России затруднен своевременный доступ не только к объективной информации о деятельности органов власти, но в ряде случаев затруднено в принципе получение какой бы то ни было информации. Практически повсеместно отсутствует статистика за более длительные периоды (50-80 лет), деятельность многих министерств и ведомств крайне непрозрачна. Все это, безусловно, мешает проведению полноценного анализа внешней среды и повышает издержки органов власти, соответственно снижается эффективность их деятельности. Отсутствие своевременной и полноценной информации оказывает негативные воздействия на экономические процессы в стране, а также способствует поддержанию и росту коррупции, которая достигла в стране гигантских масштабов. Это ведет к снижению авторитета государства и подрывает основы его функционирования. В данной сфере со стороны правительства пока не принималось каких-либо существенных действий для исправления ситуации. В случае же проведения правительством действенных мер по увеличению степени информационной открытости в стране, это окажет благоприятное воздействие на экономические процессы, а также приведет к положительным результатам неэкономического характера.