Война в Ираке и дальнейшие перспективы ООН

in Вестник РЭО №79, Россия и мир

20 марта т.г. Президент США Д.Буш своим обращением к нации официально объявил о начале войны против Ирака.
  Военная операция началась, несмотря на противодействие мирового сообщества, ООН и общественного мнения, несмотря на отсутствие доказательств о наличии у Ирака оружия массового поражения, о чем так настойчиво утверждалось американской стороной. Военные действия ведутся против суверенного государства, что противоречит всем нормам международного права.

  Мир в очередной раз подвергается необоснованной серьезнейшей опасности. В условиях ведения глобальной войны с терроризмом фактически совершаются действия, могущие послужить катализатором деятельности террористических организаций.
  Создан очередной прецедент (после бомбардировок Югославии), когда авторитет ООН был проигнорирован, и началась военная операция в отношении независимого государства.
  Будущее иракского государства становится предметом торга для более крупных стран, преследующих свои политические и экономические цели. Никого явно не волнует судьба иракского народа, гуманитарная ситуация и соблюдение прав человека.

  Можно привести множество примеров “превентивных” и иных войн, развязанных под самыми благородными и демократическим лозунгами, но они никогда не приводили к позитивным результатам. Пролитие крови всегда плохо, а война оправдана только как ответ на агрессию.
  Вмешательство Соединенных Штатов во внутренние дела суверенных государств с позиции силы – очень опасный прецедент. Поведение США пугает, так как при их мощи столь беззастенчивое применение силы может взорвать весь мир.

  Начало войны всегда свидетельствует о том, что плохо сработали механизмы дипломатического урегулирования. Происходящее сейчас в Ираке не стало исключением. Все усилия дипломатов в рамках ООН оказались тщетными. Не потребовалось даже использование права вето странами-постоянными членами СБ ООН, о чем так долго шли всевозможные дебаты. Война началась и без надлежащего правового обеспечения, коим в данном случае всегда являлась резолюция СБ ООН.
  Видимо, руководство США посчитало, что дальнейшее оттягивание начала военных действий приведет лишь к еще большему недовольству мирового сообщества, поэтому каждая новая отсрочка лишь снижала вероятность успешности и критерий справедливости военной кампании в Ираке, предотвратить которую уже не представлялось возможным, учитывая масштаб подготовительных мероприятий со стороны США.

  В сложившихся условиях очевидно, что система международной безопасности в мире рушится. ООН, к сожалению, больше не является гарантом стабильности и органом мирового правопорядка. Об этом, в частности, свидетельствуют слова сочувствия генсека ООН К.Аннана, сказанные им 20 марта: “Несмотря на все усилия международного сообщества, в Ирак в третий раз за последние четверть века пришла война. Сегодня мои мысли – с народом Ирака, которому предстоит выдержать еще одно испытание. ООН сделает все возможное для того, чтобы оказать жителям страны помощь и поддержку. Будем надеяться, что будущее иракского народа будет гораздо светлее недавнего прошлого и что вскоре он сможет восстановить свою страну в условиях мира, свободы и законности”.

  Дальнейшие перспективы ООН видятся лишь в качестве гуманитарной организации, но не мирового регулятора.
  В настоящее время, необходимо в первую очередь остановить войну в Ираке. Для этого нужно объединиться странам, выступающим против военного решения иракской проблемы (Франция, Германия, Россия и Китай), и совместными усилиями принять меры политического и экономического воздействия. Только таким образом, выступая единым фронтом, может повлиять на страны, начавшие военную операцию в Ираке. Необходимо поставить вопрос об исключении стран-агрессоров из ООН.
  После остановки войны нужно предпринять усилия по созданию нового органа мирового правопорядка. В противном случае, мир окажется перед угрозой откровенного диктата силы при отсутствии политики сдерживателей и противовесов.