Перспективы создания нефтяной биржи в России

in Вестник РЭО №79, ТЭК

5 марта т.г. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) внесло на рассмотрение правительства Концепцию по формированию внутреннего биржевого рынка нефти и нефтепродуктов. В результате документ был отправлен на согласование и доработку в Минэнерго.
  По сообщению замглавы МАП А.Голомзина, в ближайшее время МАП внесет в правительство доработанную Концепцию формирования внутреннего биржевого рынка нефти и нефтепродуктов. В дальнейшем по поручению правительства будет подготовлен план мер по реализации этой концепции. В частности, речь идет о предложениях по подготовке правовой базы для реализации данного проекта.

  В рамках намечаемых мероприятий по организации биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в течение I полугодия 2003 г. предстоит принять решение об организаторе биржевых торгов и государственном агенте для проведения товарных интервенций. Планируется также решить вопросы транспортировки товара и разработать стандарты биржевой торговли, определяющих базовое качество товара, допустимые отклонения от установленного качества, а также изменение цены контракта при отклонении качества товара от установленного стандарта. По мнению МАП РФ, для государства принципиально важным является упорядочение механизма закупок нефти и нефтепродуктов для государственных нужд, что послужит серьезным стимулом развития биржевого рынка. Согласно Концепции, государственные биржевые закупки будут состоять из закупок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, закупок государственных унитарных предприятий, а также иных закупок, перечень которых определит Правительство РФ в отношении контролируемых им на правах собственника организаций.

  Согласно планам МАП, приоритетными видами биржевых контрактов являются контракты с немедленной и отсроченной поставкой реального товара, а также фьючерсные контракты с базисом поставки на определенный биржевой склад. Темпы наращивания объемов государственных биржевых закупок и продаж нефти и нефтепродуктов должны быть соразмерны темпам роста общих объемов биржевой торговли.
  По мнению МАП России, реализация нефтепродуктов посредством биржевой торговли будет способствовать бесперебойному снабжению регионов топливными ресурсами, дальнейшему развитию малого предпринимательства, повышению эффективности и прозрачности предприятий топливно-энергетического комплекса, созданию эффективного механизма минимизации рисков и условий для обоснованного исчисления налогооблагаемой базы, эффективному расходованию бюджетных средств.

  По заявлению главы МАП И.Южанова, “некоторые положения закона “О товарных биржах” тормозят возможность открытия биржевых торгов нефтью”. Он также отметил, этот закон был принят еще в начале 90-х гг. и есть ограничения, которые делают затруднительным осуществление биржевой торговли нефтью. В частности, речь идет о возможности допуска к торгам банков, а также об осуществлении клиринговых операций. Поэтому, полагает министр, на сегодняшний день рано говорить о биржевой торговле нефтью, а можно говорить только о биржевой торговле нефтепродуктами.

  Вывод: Идея создания внутреннего биржевого рынка нефти и нефтепродуктов верна. В сложившейся ситуации в России нельзя говорить о формировании экономически справедливых цен на нефть и нефтепродукты, а, следовательно, о существовании полноценного рынка нефти и нефтепродуктов.
  В настоящее время цены на нефть формируются в рамках трансфертного ценообразования вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые могут влиять на уровень цены на всех стадиях цепочки создания добавленной стоимости, в том числе и на розничную торговлю конечной продукцией. Негативными последствиями данного процесса для государства и потребителей является как занижение нефтяной компанией цен поставок нефти и нефтепродуктов для минимизации налогообложения, так и необоснованное повышение цен на продукцию в рамках розничной торговли, что имело место в начале т.г.

  В России в настоящее время нет товарного биржевого рынка, хотя на Западе (в частности, в США) он играет огромную роль, поэтому перспективы создания отечественного биржевого рынка (в данном случае нефтяного биржевого рынка), безусловно, есть. Очевидно, что для создания биржевого рынка нефти и нефтепродуктов сначала необходимо формирование соответствующей рыночной институциональной среды. Это касается как создания соответствующих правовых механизмов, так и проработки других механизмов функционирования нефтяной биржи и биржевой инфраструктуры. С этих позиций действительно необходима разработка и принятие концепции биржевого нефтяного рынка. Вопрос как всегда остается лишь в реализации намеченных планов.
  Кроме того, необходимым условием создания биржевого рынка является заинтересованность и участие нефтяных компаний в данном процессе, без которых никто ничего не сможет создать. Следовательно, государством должны быть созданы стимулы для активизации данного процесса. Однако сегодня пока еще недостаточна согласованность позиций бизнеса и правительства в данном вопросе, при отсутствии которой идея создания биржевого нефтяного рынка выглядит призрачной.