Целесообразность использования толлинга в России

in Вестник РЭО №80, Экономика

12 февраля т.г. на заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле были обсуждены вопросы целесообразности использования механизмов толлинга в России. Комиссия выступила за то, чтобы с 1 января 2004 г. были запрещены толлинговые схемы. Также было признано целесообразным отменить с 1 января 2004 г. 5%-ые пошлины на экспорт алюминия и импорт глинозема. По замыслу правительства упразднение пошлин компенсирует потери металлургов (в основном “Русского аллюминия” и СУАЛа), которые активнее других металлургических компаний используют толлинговые схемы. Так, компания “Русский аллюминий” производит по толлинговым схемам порядка 60% алюминия.

  Напомним, что толлингом в России принято называть переработку давальческого сырья на российских металлургических предприятиях, в частности, на алюминиевых заводах (зарубежная фирма-заказчик закупает сырье, отдает его на переработку алюминиевому заводу, затем забирает готовый продукт и вывозит его за границу). При этом на всех этапах производства металла собственником продукта остается иностранная фирма-поставщик. Алюминиевый завод получает только фиксированную плату за переработку сырья, с которой и платит налоги.

  Существует внешний и внутренний толлинг. Внешний – заказчик приходит из-за рубежа со своим сырьем и передает на переработку российскому заводу, внутренний – соответственно, покупает сырье в России и передает на переработку российскому же заводу. Внутренний толлинг был отменен с 1 января 2002 г.
  Внешний толлинг был переведен в режим переработки сырья на таможенной территории. В соответствии со ст. 58 Таможенного кодекса РФ, “переработка товаров на таможенной территории – таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ”.
  До конца марта т.г. Минфин, Минэкономразвития, МНС, Минпромнауки и ГТК должны подготовить соответствующие проекты постановлений, и после технического утверждения комиссией документ будет одобрен правительством.

  По словам главы департамента тарифного регулирования МЭРТ А.Кушниренко, “ущерба бюджету не будет никакого”, наоборот, государство только выиграет. Однако, как считает представитель “Русского алюминия” А.Булыгин, это решение может привести к закрытию двух крупнейших металлургических предприятий, входящих в “Русал”. По его словам, потери “Русского алюминия” могут составить порядка $400 млн. в год, и компания будет вынуждена сократить численность сотрудников на 20 тыс. человек. По его словам, “именно “Русал” прибегает к активному использованию толлинговых схем; такое решение – дискриминация отдельно взятой компании”. Правительство же относится в основном к толлинговым операциям как к схемам по уходу от налогов.

  Вывод: Нецелесообразно утверждать, что сам по себе механизм толлинга является только способом отмывания денег и уклонения от налогообложения. Толлинговые сделки широко применяются во всем мире в связи с усиливающимися международными интеграционными процессами и роста международной конкуренции. Распространению толлинговых механизмов способствует и создание международных дешевых транспортных мощностей. Следовательно, компании каждой страны в зависимости от своих сравнительных и конкурентных преимуществ выбирают наиболее эффективную стратегию развития с использованием различных современных механизмов, в частности и с использованием толлинга. Другое дело, что в России вокруг толлинга всегда происходили и происходят различного рода злоупотребления.

  На наш взгляд, нужно понимать, что страна получает с толлинга. Государству необходимо детально просчитать экономический эффект от толлинга, а не действовать административными методами. Ведь помимо показателя сбора налогов и других платежей в государственную казну существуют также и другие возможные положительные эффекты от использования механизма толлинга в России: загрузка простаивающих производственных мощностей и соответственно создание дополнительных рабочих мест, интеграция в мировую экономику путем расширения взаимоотношений с зарубежными заказчиками и расширения рынков сбыта, влияние на мировой рынок сырья (в данном случае алюминия).

  Поэтому в принципе большого смысла отменять толлинг как таковой нет. Это чисто административная мера, которая не приведет к повышению эффекта от алюминиевой промышленности. В том числе нет уверенности, что данная мера также приведет к дополнительным налоговым сборам, так как при экспорте произведенной из сырья продукции НДС возвращается экспортерам, а налог на прибыль как платили при толлинге компании, так и будут платить с приблизительно той же суммы. Кроме того, правительство планирует с 1 января 2004 г. отменить 5%-ные пошлины на экспорт алюминия и импорт глинозема. Таким образом, и пошлины в новых условиях алюминщики платить не будут. Помимо этого, российские компании могут потерять своих западных заказчиков (если они, конечно, не являются аффилированными с этими компаниями структурами), будут вынуждены нести дополнительные расходы при закупке и доставке сырья (глинозема) из-за рубежа. Кроме того, влияние наших компаний на мировой рынок несколько уменьшится. Также возможно сокращение персонала с незанятых мощностей (хотя, возможно, это и шантаж со стороны наших алюминщиков). В то же время, государство рассчитывает, что с отменой толлинга произойдет легализация денежных потоков (мы в этом не совсем уверены).

  Поэтому правительству нужно продумать эффективную систему налогообложения и контроля в рамках толлинга, чтобы государство получало свои налоги от данного процесса и все это не превращалось в просто механизм зарабатывания/отмывания денег компаниями. Режим налогообложения не должен оставлять дыры, дискриминирующие нашего производителя.
  В чем абсурдность административных мер, так это в том, что государство не может неэкономическими методами указывать им дальнейшую стратегию развития, это сугубо внутрикорпоративное дело.