Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) России в 2002 - начале 2003 гг.

in Вестник РЭО №80, Экономика

По данным Госкомстата РФ, оборот розничной торговли в январе-феврале т.г. в товарной массе вырос на 8,4% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составил 640,4 млрд. руб. ($20,2 млрд.). В том числе в феврале т.г. оборот розничной торговли составил 319,4 млрд. руб. ($10,12 млрд.), что в товарной массе на 8,6% больше, чем в соответствующем периоде 2002 г. Напомним, что в январе-феврале 2002 г. рост объема розничной торговли России составлял 9,2% от уровня января-февраля 2001 г., а в феврале 2002 г. значение данного показателя идентично значению февраля т.г. (8,6%).

 

В 2002 г. оборот розничной торговли составил 3719 млрд. руб. ($118,36 млрд.), что в товарной массе на 9,1% превышает показатель 2001 г. ($102,68 млрд.). Также стоит отметить, что реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в январе-феврале т.г., по данным Госкомстата, на 17% к соответствующему периоду прошлого года, а в 2002 г. рост составил 8,9%.

 

 

В структуре оборота розничной торговли в феврале т.г., по данным Госкомстата, доля продовольственных товаров составила 46,2% (в феврале 2002 г. – 47,1%), непродовольственных – 53,8% (52,9%). В январе-феврале 2003 г. оборот розничной торговли продовольственных товаров составил 296,4 млрд. руб. ($9,35 млрд.), что на 6,3% больше, чем в январе-феврале 2002 г. Оборот непродовольственных товаров увеличился на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. и составил 344 млрд. руб. ($10,85 млрд.).
  Следует также отметить увеличение удельного веса торговых организаций в общем объеме оборота розничной торговли с 75% в феврале 2002 г. до 75,7% в феврале 2003 года и соответственно снижение доли рынков с 25% до 24,3%.

  Вывод: Исходя из приведенного анализа розничной торговли в 2002 г. и начале 2003 г. видно, что продолжается сохранение положительных тенденций развития розничной торговли в стране, намеченных в 2000 г., несмотря на некоторое замедление динамики оборота.
  Очевидно, что основным фактором, положительно повлиявшим на развитие розничной торговли, является повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения. Важно также отметить увеличение доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, как показатель улучшения потребительских настроений и ожиданий. Это изменение также обусловлено ростом доходов населения, так как продукты питания как товары повседневного спроса имеют ограниченный предел роста при увеличении доходов, в отличие от непродовольственных товаров.
  Современный этап развития розничной торговли можно охарактеризовать как период становления цивилизованных отношений в данном секторе. На потребительском рынке наметились тенденции роста современных высокоэффективных форм торговли. Анализ показывает продолжение тенденции снижения доли рынков в обороте розничной торговли и соответственно увеличение доли торговых организаций, преимущественно торговых центров и крупных торговых сетей, темпы роста которых значительно превышают среднерыночные в отрасли. Однако в настоящий момент можно констатировать, что российская розничная торговля заметно шагнула вперед только в крупных городах, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге, чего нельзя сказать о регионах. Тем не менее, по мере дальнейшего развития розничных сетей в крупных региональных центрах можно ожидать роста оборота розничной торговли в регионах.
  Стоит отметить, что на повышение качественного уровня розничной торговли существенное влияние оказывает приход на российский рынок крупных западных торговых компаний. Причем в настоящее время данные процессы происходят особенно активно.

  В целом же по сравнению с западными странами российский рынок розничной торговли пока недостаточно развит (по количеству торговых площадей на человека Россия значительно уступает Западу) и обладает огромным потенциалом.
  Стоит отметить также негативное влияние существующих административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, контроль и проверки со стороны органов власти и др.) на развитие торговли и ее инфраструктуры. Предприятия розничной торговли несут существенные издержки по преодолению данных барьеров, особенно это касается малого бизнеса. В малом предпринимательстве, являющимся одним из основным субъектов розничной торговли, существенного улучшения ситуации не наблюдается. Очевидно, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов его регулирования с целью поддержания стабильности и прозрачности. Государство должно стремиться свести к минимуму административное воздействие и перейти к нормативно-правовому, экономическому регулированию и стимулированию деятельности торговых организаций, что будет способствовать эффективному и качественному развитию организаций торговли в России.