Повышение суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня

in Вестник РЭО №100, Инвестиции, Иностранные инвестиции

8 октября т.г. международное рейтинговое агентство “Moody’s” повысило суверенный рейтинг России в иностранной и национальной валюте на 2 ступени с уровня “Ba2” до уровня “Baa3” (инвестиционный рейтинг), сообщает “Интерфакс-АФИ”. Потолок рейтинга валютных банковских депозитов повышен до “Ва1” с “Ва3”. Рейтинг облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) шестого и седьмого траншей был повышен до “Ва1” с “Ва3”, ОВВЗ пятого транша – до “Ва2”. Прогноз всех рейтингов - “стабильный”. По шкале “Moody’s” Россия обогнала Египет, Марокко, Индию, Литву и находится на уровне с Казахстаном, Саудовской Аравией и Словакией. Таким образом, рейтинг России повышен до максимального в истории уровня.

  Как отмечается в пресс-релизе агентства, повышение рейтинга обусловлено усилением приверженности России благоразумной политике управления финансами и долгами; существенным улучшением ситуации в сфере долгов и ликвидности; формированием стабилизационного фонда для компенсации возможного падения цен на сырьевых рынках; а также снижением политических рисков в стране. В пресс-релизе также отмечено сокращение политического давления со стороны федерального центра на регионы из-за уменьшения политической силы региональных властей. Агентство полагает, что политическая борьба внутри и вне центральной власти не угрожает экономическим реформам в России и развитию страны в целом. Кроме того, “Moody’s” считает маловероятным, что любое соотношение партий в новой Госдуме, которое сформируется после декабрьских выборов, будет иметь существенное воздействие на развитие экономики страны в средне- и долгосрочной перспективе. Однако не исключено, что определенный расклад политических сил в нижней палате парламента может замедлить проведение структурных реформ.

  В пресс-релизе также указано, что России потребуется направлять на обслуживание евробондов и ОВВЗ лишь 3-6% доходов федерального бюджета в 2004-2006 гг. Отношение внешнего долга к ВВП России с 1999 г. сократилось более чем в два раза, а отношение общего долга к ВВП опустилось до 33% со 100%.
  Отметим, что получение страной инвестиционного кредитного рейтинга переводит ее на принципиально новый уровень в вопросе привлечения зарубежных капиталов, что, несомненно, должно привести в перспективе к значительному росту инвестиций. До инвестиционного уровня по суверенному рейтингу многие крупные иностранные фонды серьезно ограничивают свои вложения в стране, так как это требует национальное законодательство. Повышение суверенного рейтинга означает снижение стоимости заимствований для страны на международных финансовых рынках и, как правило, влечет за собой волну повышений рейтингов корпораций, которые соответственно также получают доступ к более дешевым финансовым ресурсам.

  Что касается повышения кредитного рейтинга России другими международными рейтинговыми агентствами, следует отметить, что, в частности, “S&P” считает, что для получения инвестиционного рейтинга Россия должна провести больше экономических реформ, сообщает “Reuters”. “Повышение до инвестиционного уровня было бы преждевременным”, – заявил аналитик “S&P” К.Рюсс. По его мнению, в скором времени повышения ожидать не стоит. Прогноз изменения “S&P” – “стабильный”, а не “позитивный”. По мнению “S&P”, России нужно реформировать свои институты и экономику, так чтобы она перестала зависеть от цен на энергоносители. “Мы бы хотели увидеть больший прогресс в области реформ, которые сделали бы экономику более устойчивой”, – заявил эксперт.

  На данный момент России со стороны других международных рейтинговых агентств присвоены следующие страновые рейтинги: “Standard&Poor’s” (“S&P”) на уровне “BB” (прогноз стабильный), “Fitch” – BB+ (прогноз стабильный). Данные рейтинги входят в переходную группу. Напомним, что инвестиционными считаются рейтинги, начинающиеся с уровня “Baa3” у “Moody’s”, “BBB-” у “S&P” и “Fitch”. Таким образом, для вхождения России в инвестиционную группу стран осталась лишь одна рейтинговая позиция по шкале “Fitch” и две позиции по шкале “S&P”. Последний раз рейтинговыми агентствами “Fitch “ и “S&P” был повышен рейтинг РФ в мае 2003 г. и в декабре 2002 г. соответственно.

  Вывод: Повышение кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня в целом можно позитивно охарактеризовать. С позиции инвесторов это очень хорошая новость, которая означает, что в мире практически не осталось инвесторов, которые не могут осуществлять инвестиционную деятельность в России. Следуя данной точке зрения, очевидно, что для страны это очень важное событие.
  Однако с точки зрения своевременности и логичности присвоения России инвестиционного рейтинга существует ряд сомнений. Получение Россией инвестиционного рейтинга не ожидалось ранее весны-лета 2004 г., что и прогнозировалось многими экспертами, в том числе и нами.
  Насколько повышение рейтинга агентством “Moody’s” до инвестиционного уровня обоснованно – вопрос. В целом можно говорить о реальных позитивных изменениях в экономике России и повышении инвестиционной привлекательности. Так, текущий уровень государственного долга России, который соответствует требованиям ЕС (не > 60% ВВП, согласно Маастрихтским соглашениям), а также существенный объем золотовалютных резервов позволяют с уверенностью говорить о минимальных рисках по обслуживанию Россией внешних долгов. С другой же стороны, на фоне позитивных изменений в экономике, в России еще сохраняются некоторые политические риски ведения бизнеса, о чем свидетельствуют последние события в корпоративном секторе, которые оказывают негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны в целом. Стоит также отметить и возобновление оттока капитала из страны в III квартале т.г., причем на рекордном за последние несколько лет уровне, что свидетельствует о сохранении проблем в национальной экономике, низкой эффективности или бесперспективности внутренних инвестиций.

  Повышение кредитного рейтинга России в данный момент можно рассматривать как существенный аванс. Очевидно, что реформы во многих областях экономики проводятся недостаточно эффективно, поэтому в условиях сохранения некоторых тревожных тенденций в экономике, нужно помнить об опасности повторения ситуации, которую мы наблюдали в 1996-1997 гг., потому что к этому сейчас уже есть определенные предпосылки. Безусловно, экономическая и политическая ситуация сегодня другая: в России нет пирамиды ГКО, более нормальная политика валютного курса, фискальная ситуация лучше, но, тем не менее, опасность завышенных ожиданий и эйфории, безусловно, присутствует.