Досрочное погашение Россией долгов перед Парижским клубом

in Вестник РЭО №100, Госдолг

По итогам переговоров в 2000 г. с Парижским клубом кредиторов об очередной реструктуризации советского долга Российская Федерация оказалась в ситуации необходимости безусловного обслуживания всех накопленных обязательств перед странами-членами клуба. Подобное положение оказалась весьма затруднительным, поскольку доля долга перед Парижским клубом в совокупной сумме внешней задолженности, по данным Минфина РФ, на начало 2001 г. составляла 33%, и не было ясно в состоянии ли федеральный бюджет обеспечить выплаты в соответствии с утвержденным платежным графиком. Тем не менее, принципиальное решение платить по долгам было принято.

  По состоянию на 1 января 2003 г. относительная сумма долга перед Парижским клубом кредиторов увеличилась на 4%, в то время как абсолютная – сократилась на $2,8 млрд., что явилось следствием сокращения суммы совокупной внешней задолженности России. Иными словами, ситуация с этой частью внешнего долга практически не изменилась.
  6 октября 2003 г. высшее руководство страны заявило о готовности досрочно выплачивать долги перед странами-членами Парижского клуба, в частности, Францией и Германией. “Результаты развития российской экономики таковы, что мы в состоянии и даже заинтересованы это сделать”, – заявил В.Путин, сообщает “Интерфакс-АФИ”. При этом речь не идет о пересмотре существующих графиков выплат, но если у кредиторов есть потребность получить уже сейчас платежи будущих периодов, то Россия готова пойти на это на взаимовыгодных условиях. Такая потребность, по мнению министра финансов РФ А.Кудрина, может быть вызвана необходимостью уменьшения дефицита бюджета в этих странах, в соответствии с требованиями евросоглашений.

  Парижский клуб это форум, целью которого является решение долговых проблем стран-должников, а не финансовый институт, причем договоренности в рамках Клуба не позволяют заключать такие соглашения, которые ставят в менее выгодные условия отдельных кредиторов. Иначе говоря, предлагая отдельным странам взаимовыгодное досрочное погашение долгов, необходимо быть готовым к появлению интереса и у других членов Клуба, который может оказаться не настолько очевидным. Дело в том, что досрочное погашение государственной задолженности, привлекательное для должника с точки зрения экономии на выплате процентов, одновременно требует дополнительных расходов на компенсацию недополученных сумм кредиторам, и в случае отсутствия объективной заинтересованности ее размеры могут оказаться внушительными. Но экономическая эффективность этих операций для обеих сторон, является предметом переговоров.

  Вывод: На наш взгляд, рассматриваемый вопрос можно охарактеризовать с разных позиций:
  1) Прозвучавшая инициатива с российской стороны имеет целью убедить кредиторов и инвесторов в устойчивости экономического развития России на современном этапе, и, как следствие, улучшении ее международного финансового положения. Это хорошая новость, рейтинги от подобных заявлений имеют свойство повышаться.
  К тому же, принимая во внимание возможность снижения стоимости внешних заимствований для Российской Федерации в ближайшей перспективе, не исключено, что операции, по рефинансированию досрочно погашаемого долга Парижскому клубу за счет новых более дешевых займов, будут иметь определенный положительный результат. Вместо неликвидных “дорогих” долгов, Правительство РФ выпустит, например, обращаемые секьюритизированные обязательства.

  Кроме того, говорить о досрочном погашении долга можно и с тех позиций, что эффективность использования накопленных резервов в государстве (профицит, стабилизационный фонд) остается под вопросом.
  2) В целом же мировая практика не приветствует досрочное погашение обязательств суверенного заемщика. Это не очень нормальная ситуация. Признаком стабильности является, прежде всего, выполнение принятых обязательств в соответствии с согласованными графиками, а не их изменение.