Законодательный шаг в направлении реформы местного самоуправления

in Вестник РЭО №100, Законы, Реформы

6 октября т.г. Президент РФ В.Путин подписал Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, принятый Госдумой 16 сентября 2003 г., сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  “Этот документ – одна из важнейших составляющих полномасштабной административной реформы”, – подчеркнул президент. “Мы предусмотрели достаточно длительный переходный период для того, чтобы как следует подготовиться к его реализации”. Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.
  Новый закон содержит подробный план действий федеральных и региональных властей на переходный период. Президент отметил, что правительство должно “строго следовать этому плану”. “Необходимо освободить региональные и местные власти от навязанных им с федерального уровня необоснованных ни с финансовой точки зрения, ни с точки зрения реальных потребностей государства и общества, функций”, – подчеркнул президент.

  Правительство не должно откладывать срок введения в действие закона. Эту работу необходимо начинать сегодня, проводить ее во взаимодействии с соответствующей комиссией по разграничению полномочий, учитывая мнения и предложения регионов и муниципалитетов. Президент подчеркнул, что в ближайшее время он даст соответствующее поручения и правительству, и комиссии.
  Статья 12 Конституции РФ гласит, что в России “признается и гарантируется местное самоуправление (МСУ). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”.
  Реформа системы МСУ преследует решение двух основных задач:

1)   Приближения местного самоуправления к населению.

2)   Обеспечения эффективности деятельности местных властей в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий.

В законе предусматривается несколько основных типов муниципальных образований: поселения (сельские и городские), муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
  К компетенции муниципального образования относятся полномочия, осуществление которых обеспечивает решение вопросов местного значения (регулирование организации и деятельности территориального общественного самоуправления; использование территории; социальное обеспечение; организация медицинского обслуживания и образования; организация функционирования жилищно-коммунального, дорожного хозяйства; строительство муниципального жилья). Также органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка.

  К органам местного самоуправления, в частности, отнесены: представительный орган муниципального образования, избираемый на муниципальных выборах, и выборный (либо заключивший контракт) глава муниципального образования. Для решения хозяйственных задач возможно создание местной администрации, для управления которой может быть нанят профессиональный менеджер.

  Вывод: Позитивно, что закреплен первый законодательный шаг в направлении реформирования органов местного самоуправления в России. Очевидно, что сегодня МСУ не выполняет своих функций и находится в кризисе. Несмотря на то, что система федеральных и региональных органов власти определена законом, действующее законодательство не содержит однозначных положений, определяющих систему органов МСУ. С одной стороны, население не вполне информировано о задачах и возможностях МСУ, а также о способах своего влияния на принятие решений. Органы МСУ существуют не во всех регионах, а там, где созданы, региональная администрация обладает рычагами управления ими вплоть до назначения глав муниципалитетов, что противоречит принципу МСУ. С другой стороны, на муниципалитеты возложены функции, не всегда обеспеченные финансированием, в результате чего работа органов МСУ неэффективна.
  Стоит отметить плодотворность Комиссии по разграничению полномочий органов власти при Администрации президента, подготовившей законопроект. В нем зафиксирован разумный подход к реформированию системы МСУ. Если он воплотится в жизнь, муниципальная власть будет отделена от системы госвласти, а население будет влиять на решения муниципалитетов через референдумы, собрания, отзыв депутатов.

  Положительно стремление к единому принципу формирования структур МСУ во всех регионах. Важным моментом является закрепление механизма делегирования полномочий от органов госвласти к МСУ, с помощью которого можно избежать необеспеченных обязательств и обеспечить контроль над расходованием средств и исполнением переданных функций. Чем четче будет реализовываться обозначенная в законе схема, тем лучше, хотя этому сопротивляются региональные лидеры, которые теряют контроль над органами МСУ и возможность брать невыполнимые обязательства и перекладывать их на местный уровень.

  В рамках работы по разграничению полномочий необходимо формирование муниципальных налогов, формирующих только бюджеты муниципальных образований без дальнейшего расщепления. Только такой подход позволит муниципальным образованиям полностью выполнять возложенные на них обязательства.

  Вопросы вызывает формирование местных органов управления. Назначением системы МСУ является обеспечение населения необходимыми услугами, главное направление ее деятельности – хозяйственное. Поэтому обоснованно предложение поручить руководство этой деятельностью нанимаемому профессионалу, но неясно, какие функции остаются главе муниципального образования. В условиях жестких сроков реализации реформы проблематична подготовка достаточного количества кадров. В связи с этим, логично предусмотреть постепенный переход от выборного к профессиональному управлению.
  В целом же законопроект прогрессивный, который может способствовать исправлению ситуации в рассматриваемой сфере, в случае соблюдения его основных принципов.