Программа оптимизации государственных расходов
- Войдите чтобы оставить комментарии
10 апреля т.г. российское правительство на своем заседании в целом поддержало предложения правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”. В течение десяти дней будет подготовлен окончательный доклад по работе комиссии, который должен быть увязан с трехлетним финансовым планом. К началу бюджетного процесса (1 июля т.г.) правительство намерено еще раз дать оценку мероприятиям, подготовленным комиссией.
Как заявил министр финансов РФ А.Кудрин, на заседании были определены приоритеты в финансировании федерального бюджета: национальная оборона, правоохранительная деятельность, наука, образование, здравоохранение (с 2004 г.) и культура (с 2004 г.). Именно на этих бюджетных сферах, по словам А.Кудрина, правительство “будет концентрировать бюджетные средства”, по остальным статьям финансирование будет осуществляться во вторую очередь.
В 2003 г. оптимизация расходов предполагается в размере 1 млрд. руб. (0,008% ВВП) в основном за счет сокращения расходов по разделам “образование” (на 0,782 млрд. руб.) и “предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (0,235 млрд. руб.). В 2004 г. оптимизация предполагается в размере 28,5 млрд. руб. (примерно 0,2% ВВП), в частности, по разделу “нацоборона” 4,3 млрд. руб., “правоохранительная деятельность” – 7,3 млрд. руб., “промышленность, энергетика и строительство” – 5,4 млрд. руб., “сельское хозяйство” – 2,7 млрд. руб., “образование” – 3,5 млрд. руб., “СМИ” – 1,126 млрд. руб., “финансовая помощь бюджетам других уровней” (субъектам РФ) – 2,4 млрд. руб. В 2005 г. экономия средств в результате оптимизации госрасходов предположительно составит 8,7 млрд. руб. (0,067% ВВП). Таким образом, суммарная экономия за 2003-2005 г. составит 38,2 млрд. руб., сообщает “ИНТЕРФАКС-АФИ”.
По мнению А.Кудрина, основной проблемой станет введение единого порядка государственных закупок для нужд министерств и ведомств. Как отметил вице-премьер, в настоящее время зачастую тендеры на проведение государственных закупок являются формальными, и одна и та же продукция закупается по разным ценам для различных министерств и ведомств.
Будут проведены ревизии федеральной адресной инвестиционной программы и всех федеральных целевых программ. Так, до 1 июля 2003 г. в рамках федеральных целевых программ будет произведен их пересмотр с тем, чтобы привести в соответствие с параметрами трехлетнего финансового плана на период с 2003 по 2005 гг., который рассмотрит правительство в апреле т.г.
До 20 мая 2003 г. все министерства и ведомства должны направить в комиссию предложения по ликвидации или реорганизации подведомственных структур. До 15 июня эти предложения будут внесены комиссией в правительство.
После 2003 г. планируется перейти к финансированию министерств и ведомств на основе оценки эффективности исполнения ими своих функций по каждому направлению. В течение 2003 г. Минэкономразвития отработает методику формирования всех бюджетов федеральных министерств и ведомств с учетом исполняемых ими функций. Переход на формирование бюджетов министерств и ведомств можно будет осуществить уже с 1 января 2004 г., а в течение трех лет перейти на оценку эффективности исполняемых ими функций.
Кроме того, уже с 1 января 2005 г. субъекты РФ будут получать ссуды из федерального бюджета на возвратной и платной основе с учетом их кредитоспособности. При этом регионам придется обосновывать необходимость получения бюджетных средств.
Минфин также больше не вернется к практике переноса неиспользованных в финансовом году остатков средств на счетах бюджетополучателей на следующий финансовый год. Как отметил А.Кудрин, “теперь у нас никогда не будет переходящих остатков. Эту черту мы подвели 1 января 2003 г.”, – сказал вице-премьер.
Вывод: Оценивая вышеизложенные инициативы правительства, следует отметить, что идея сокращения государственных расходов, безусловно, верна. Однако для получения реального эффекта размер снижения госрасходов должен быть более значительным. Планируемый размер сокращения таковым не является.
Кроме того, в первую очередь необходимо повышение эффективности госрасходов, а не простое их сокращение. Именно в результате работы по повышению эффективности можно грамотно определить излишнюю часть расходов.
Таким образом, планируемый размер сокращения недостаточен. Кроме того, ряд позиций сокращения (в частности, сельское хозяйство) еще требует дополнительных уточнений в выяснении целесообразности такого шага. Первоначально же необходимо осуществление мероприятий в сфере разграничения полномочий между ветвями власти. На основе решения вопросов разграничения полномочий можно (и нужно) перейти к построению новой системы межбюджетных отношений, заключающейся в существенном расширении бюджетных и налоговых полномочий (автономии) региональных и местных властей, и повышении ответственности в их применении.