Развитие нефтяного комплекса России в I квартале 2003 г.

in Вестник РЭО №82, ТЭК

Объем добычи нефти и газового конденсата в РФ в январе-марте т.г., по данным Минэнерго, вырос на 11% по сравнению с аналогичным показателем 2002 г. и составил 99,45 млн. т. (порядка 8,1 млн. барр. в сутки), сообщает “ИНТЕРФАКС-АНИ”. В частности, в марте т.г. объем добычи в России вырос на 10,9% и составил 34,54 млн. т. нефти.
  Российские вертикально интегрированные нефтяные компании в I квартале т.г. добыли 90,1 млн. т. нефти, в частности, в марте объем добычи составил 31,28 млн. т. (см. рис. 1).

Объем поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России в январе-марте т.г., по данным Минэнерго, вырос на 12% по сравнению с аналогичным показателем 2002 г. и составил 51,26 млн. т. В частности, в марте на НПЗ России поступило 17,97 млн. т. нефти.

  В январе-феврале т.г. первичная переработка нефти в России составила, по данным Госкомстата, 30,6 млн. т., что на 3,6% больше по сравнению с январем-февралем 2002 г. Объем производства автомобильных бензинов в январе-феврале т.г. увеличился на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. и составил 4,7 млн. т. Объем производства высокооктановых бензинов составил 2,4 млн. т. (108,16% к январю-февралю 2002 г.). По сравнению с прошлым годом выпуск дизельного топлива увеличился на 1,18% до 8,6 млн. т.

  Объем первичной переработки нефти по крупнейшим вертикально интегрированным нефтяным вырос по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,1% (рис. 2).

Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в январе-марте т.г., по данным Минэнерго, составил 35,15 млн. т. (свыше 2,85 млн. баррелей в сутки), что на 5,6% выше аналогичного показателя 2002 г. В страны ближнего зарубежья российские производители поставили с начала года 9,39 млн. т. нефти, что на 11% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г.

  По системе АК “Транснефть” в дальнее зарубежье за I квартал т.г. было экспортировано 34,43 млн. т. нефти, минуя систему “Транснефти” – 0,72 млн. т.

  Всего же по системе АК “Транснефть” в I квартале т.г. было экспортировано 39,15 млн. т. (см. табл. 1).

 

Российские вертикально интегрированные нефтяные компании в I квартале т.г. поставили на экспорт в дальнее зарубежье по системе АК “Транснефть” порядка 32 млн. т., что на 5,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. (см. рис. 3.). Предприятия, не входящие в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний, за I квартал поставили в дальнее зарубежье по АК “Транснефть” 2,23 млн. т. нефти.

По словам президента АК “Транснефть” С.Вайнштока, планируется до конца т.г. увеличить экспортные мощности системы на 16%, или 24 млн. т. в год, а объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье на 8 млн. т. нефти до примерно 160 млн. т., сообщает “Reuters”. Напомним, что в 2002 г. экспорт нефти составил, по данным ГТК, 173,45 млн. т., в том числе в дальнее зарубежье – 154,7 млн. т.

  По мнению С.Вайнштока, основной прирост экспортных мощностей в 2003 г. будет обеспечен за счет постепенного ввода в эксплуатацию третьей очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС), что позволит увеличить пропускную способность экспортного терминала в Приморске на 30 млн. т. в период до конца 2004 г. Сегодня мощность БТС и пропускная способность экспортного терминала в Приморске составляет порядка 12 млн. т. нефти в год. Еще порядка 5 млн. т. АК “Транснефть” планирует нарастить за счет увеличения поставок нефти по нефтепроводу “Дружба” и 1 млн. т. – за счет реконструкции и строительства резервуарных емкостей в порту Новороссийска.

  Стоит также отметить, что по мнению большинства экспертов нефтяной отрасли экспорт нефти из России морским путем вряд ли значительно вырастет со II квартала, поскольку “Транснефть” приняла решение не возобновлять прокачку нефти в направлении латвийского порта Вентспилс во II квартале, в то время как другие порты на Черном и Балтийском морях работают уже практически на пределе.

  В настоящее время правительством и представителями нефтяного бизнеса активно обсуждаются вопросы расширения экспортных мощностей и диверсификации направлений поставок нефти. Стратегически важными сегодня являются три проекта: строительство Мурманской трубопроводной системы для транспортировки нефти из Западной Сибири с последующей транспортировкой морским путем, строительство нефтепроводов “Россия-Япония” (Ангарск–Находка) и “Россия-Китай” (Ангарск–Дацин). Отметим также, что основным партнером России по импорту нефти согласно первому проекту предположительно будет США.

  Вывод: Анализ показывает, что российский нефтяной комплекс по-прежнему является одним из наиболее динамично развивающихся (устойчивыми темпами) секторов российской экономики. Стоит отметить, что по-прежнему динамика роста добычи нефти превышает объем переработки. Сохраняющаяся благоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти в значительной степени способствовала увеличению производственных и финансовых мощностей компаний нефтяного сектора России.

  Однако в будущем конъюнктура на мировом нефтяном рынке может кардинально измениться, причем не в лучшую для российского ТЭКа сторону, в связи с завершением в ближайшее время войны Ираке. Не исключено, что, контролируя нефтяные ресурсы Ирака и продолжая проводить в дальнейшем существующую политику в зоне Персидского залива, сведя роль ОПЕК к минимуму, США могут получить реальные рычаги влияния на мировой рынок нефти. Причем политика может быть направлена именно на снижение мировых цен на нефть, что негативно отразится на российском нефтяном комплексе.

  В этой связи, в складывающихся условиях российским нефтегазовым компаниям не подходит роль лишь поставщиков невосполнимых углеводородных ресурсов и ”сырьевых” конкурентов. Несмотря на приоритетность текущих задач по улучшению финансовых показателей работы отечественных компаний ТЭК в основном за счет сырьевых рычагов, существует необходимость изменения стратегии развития нефтяных компаний на завоевание конкурентных преимуществ в мире и уменьшения зависимости от ценовой конъюнктуры на сырую нефть. Конечно, российские компании нефтяного сектора обладают значительно меньшей финансовой базой по сравнению с зарубежными гигантами, однако обладают уже достаточными ресурсами для перехода на более высокий уровень развития.
  В частности стратегия развития отечественных нефтяных компаний должна быть направлена на повышение объемов инвестиций в основной капитал и повышение их эффективности. Это обусловлено необходимостью решения в настоящий момент двух основных проблем: резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение ее объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношении, а также высокая степень износа основных фондов комплекса и их технологическая отсталость. Возможности наращивания экспорта также тесно увязаны с объемом инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс. Как мы писали, вопрос выбора наиболее эффективного и необходимого направления инвестиций в нефтяном комплексе по-прежнему актуален. В настоящее время степень износа нефтеперерабатывающей промышленности превышает износ в нефтедобывающей. Поэтому необходимы значительные инвестиции именно в нефтеперерабатывающую промышленность. Однако большая часть инвестиций была сделана именно в нефтедобычу, а не переработку нефти. Современная нефтеперерабатывающая промышленность России нуждается в значительной модернизации, что подтверждается значительным превышением глубины нефтепереработки за рубежом по сравнению с Россией.

  В целом же, стоит позитивно отметить повышение активности правительства и нефтяного сообщества расширение направлений поставок российской нефти за рубеж, что позволит диверсифицировать нефтепоставки. Очевидно, что в условиях, когда большая часть экспорта ориентирована на Евросоюз, Россия не может гарантировать стабильность своих доходов. Однако и здесь существует ряд проблем в выборе стратегии развития экспортных направлений. У правительства так и не сформировалась четкая и взвешенная позиция в зависимости от показателей эффективности в данном вопросе. Причем ситуация с выбором стратегии может в ближайшее время только осложниться, что опять же связано с ситуацией в Ираке. В частности, наиболее перспективный до настоящего времени проект строительства Мурманской трубопроводной системы может потерять свою актуальность, как мы уже говорили, в связи с установлением США контроля над нефтяными ресурсами Ирака.