Оборонно-промышленный комплекс России в 2002 г.

in Вестник РЭО №82, Промышленность

Во второй половине 2001 г. были приняты документы, определившие стратегию, задачи и пути реформирования и развития ОПК, в том числе: “Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу”, Государственная программа вооружения на 2001-2010 гг., Федеральные целевые программы “Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)” и “Национальная технологическая база (2002-2006 гг.)”.
  Согласно ФЦП “Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)”, утвержденной постановлением Правительства 11 октября 2002 г., задачами реформы ОПК являются:

·      создание условий для обеспечения устойчивого развития ОПК для разработ- ки и производства конкурентоспособной продукции;

·     нормативное правовое обеспечение процесса реформирования и развития ОПК;

·     оптимизация состава ОПК и приведение его в соответствие с реальными объемами производства вооружения и военной техники;

·     оптимизация структуры ОПК путем формирования ограниченного числа интегрированных ключевых организаций, базовых научных центров;

·       оптимизация участия государства в капитале организаций ОПК;

·    привлечение внебюджетных инвестиций для финансирования программ создания новых изделий и диверсификация производства в целях наращивания объемов выпуска высокотехнологичной продукции;

·  реализация мероприятий по разработке и использованию технологий двойно- го назначения для технологического перевооружения и создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения;

·       обеспечение социальных гарантий работникам ОПК.

В последние годы наметилась позитивная тенденция роста объемов производства в ОПК. Так, в 2002 г. по сравнению с 1997 г. они увеличились более, чем в два раза, что связано с действием общеэкономических и организационных факторов, в первую очередь с выполнением бюджетных назначений по оборонному заказу и увеличением поставок продукции на экспорт.
  Вместе с тем, накопились проблемы, которые потребовали принятия на государственном уровне мер по системному реформированию ОПК в увязке с задачами военного строительства и другими программами развития и реализации оборонно-промышленного потенциала.
  Следует выделить два основных этапа структурных реформ в ОПК:
  На первом этапе (2002-2004 гг.) предусматривается, в частности:

·      обеспечить разработку проектов необходимых для совершенствования законодательных и иных нормативно-правовых актов;

·      осуществить инвентаризацию производств и сформировать к концу 2002 г. реестр организаций ОПК;

·      провести комплекс мероприятий по формированию системообразующих интегрированных структур (ИС).

На втором этапе (2005-2006 гг.) предусмотрено завершение формирования и внутреннего реформирования крупных диверсифицированных ИС.
  Неотъемлемой частью структурных реформ станет и внутренняя перестройка организаций, направленная на совершенствование управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

  Экспорт оборонной продукции по итогам 2002 г. составил более $4 млрд. “Рособоронэкспорт” поставил на экспорт оружие и военную технику на сумму не менее $3,4 млрд. и может перекрыть рекорд 1996 г. ($3,44 млрд.). В 2001 г. “Рособоронэкспорт” продал за рубеж оружия на 3,3 млрд. (в 2000 г. – на 3,1 млрд.). Валютные поступления от всего оружейного экспорта в 2002 г. превысили $4,3 млрд. В 2001 г. году эта цифра составила $4,2 млрд. Значительную часть этой суммы составляют поставки в счет госдолга бывшего СССР и России, которые возмещаются предприятиям ОПК из бюджета. По оценкам, в 2001 г. российский ОПК получил из бюджета более миллиарда долларов. Большая часть средств получена предприятиями ОПК в 2002 г. от продаж в Китай и Индию истребителей “Су”. Всего их было поставлено на сумму $1,5 млрд. В 2003 г. доходы от экспорта ожидаются на уровне 2002 г.

  В 2002 г. велась работа по созданию крупных ИС. В российском ОПК уже создано несколько ИС: РСК “МиГ”, Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”, Концерн ПВО “Алмаз-Антей”. В 2002 г. проводилась активная работа по созданию Авиационной холдинговой компании “Сухой”, в которую входит собственно ОКБ “Сухой”, а также профильные предприятия отрасли. Работу по окончательному оформлению этого крупнейшего холдинга предполагается завершить в 2003 г. Также велась активная работа по созданию холдинга “Авионика”.

  По словам руководства Минобороны, оборонный заказ на 2002 г. выполнен полностью. По информации Минэкономпразвития, проект государственного оборонного заказа на 2003 г. предусматривает увеличение закупок для нужд обороны и безопасности на 33,4% по сравнению с госзаказом за 2002 г. Приоритет отдается мероприятиям по выполнению Государственной программы вооружений, а также оснащению современным оружием и боеприпасами, приборами наблюдения и разведки специальных частей и подразделений. В структуре проекта гособоронзаказа на 2003 г. возросла и составила более половины доля расходов на разработку, закупку и ремонт вооружений, военной и специальной техники.

  Вывод: Увеличение объемов экспорта продукции ОПК можно оценить положительно. Это обеспечит дополнительный приток денежных средств в оборонную промышленность и способствует улучшению финансово-производственных показателей предприятий ОПК.
  Однако на фоне возрастающего экспорта вооружений стоит отметить, что состояние вооружения ВС оставляет желать лучшего. Высокий показатель износа боевой техники представляет опасность. Порядка 80% боевых самолетов и 90% вертолетов считаются “относительно” исправными. Страна экспортирует, а собственная армия снабжается плохо.
  О направлении поставок крупнейших предприятий ОПК можно судить по доле их экспорта в общем объеме производства:

·         Северная верфь — 85,1%;

·         Промышленная компания “Концерн “Антей” — 99%;

·         Иркутское авиационно-промышленное объединение — 97%;

·         Балтийский завод — 79,1%;

·         Концерн “МиГ” — 90%;

·         Казанский вертолетный завод — 89%.

Следовательно, не выполняется задача полного обеспечения определяемых военной доктриной и планами военного строительства потребностей ВС в системах, комплексах и образцах вооружения и военной техники (ВиВТ) отечественного производства. В этой связи позитивно, что в гособоронзаказе на 2003 г. приоритет отдается мероприятиям по выполнению Государственной программы вооружений, а также оснащению современным вооружением специальных частей и подразделений.

  Позитивны также процессы вертикальной интеграции предприятий ОПК, которые позволят обеспечить финансовую устойчивость и повысить эффективность предприятий ОПК. Но в рамках данных процессов недопустимо создание монопольных структур, что приведет к исчезновению у последних стимулов разрабатывать и внедрять конкурентные преимущества.

  Именно на интегрированные структуры возлагается реализация основной части Программы вооружений. Подразумевается, что они будут решать задачи по сохранению и модернизации существующего вооружения, а также по созданию новых видов вооружений. Позитивно, что в Программе вооружений предусмотрено, что в течение первых 5 лет более 40% финансирования данных структур будет направляться на НИОКР. Также целесообразно отметить, что еще не созданы правовые механизмы, касающиеся формирования таких интегрированных структур в ОПК.
  Следует добавить, что важнейшей составляющей развития ОПК России сегодня является дальнейшая приватизация нестратегических предприятий (например, обслуживающих) с передачей контрольных пакетов акций отечественным частным стратегическим инвесторам, что обеспечивает управление их деятельностью с учетом интересов государства.