Иностранные инвестиции в субъектах РФ в 2000-2002 гг. и пути повышения инвестиционной привлекательности регионального уровня экономики России

in Вестник РЭО №83, Инвестиции, Иностранные инвестиции

На конец 2002 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $42,9 млрд., что на 20,5% больше по сравнению с 2001 г. В частности, с 2000 г. по 2003 г. в российскую экономику поступило $45 млрд. иностранных инвестиций без учета оттока капитала из страны. Структура накоплений и список основных инвесторов в 2002 г. по сравнению с 2001 г. практически не претерпели изменений. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале в 2002 г. приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 49,2% (на конец 2001 г. – 45,5%), доля прямых инвестиций составила 47,4% (51%), портфельных – 3,4% (3,5%). Основными странами-инвесторами, постоянно осуществляющими значительные инвестиции, остались, по-прежнему, Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходится 74% от общего объема накопленных иностранных инвестиций.
  Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2000-2002 гг., характеризуется следующими данными:

Иностранные инвестиции в Россию в 2000-2002 гг.

Итого в 2002 г. в экономику России поступило $19,8 млрд. иностранных инвестиций, или на 38,7% больше, чем в 2001 г. Для сравнения, в I полугодии 2002 г. – $8,4 млрд., то есть рост не превышал 25,4%, а в 2001 г. рост иностранных инвестиций составил 30%.

  Прямые инвестиции в 2002 г. увеличились на 0,6% по отношению к 2001 г. и составили $4 млрд., портфельные – на 4,6%, достигнув $472 млн. Прочие же инвестиции продолжают активный рост – до $15,3 млрд. (на 55,8%).

  В региональном разрезе объем поступивших иностранных инвестиций в 2000-2002 годах выглядит следующим образом (рис. 1):

Из графика видно, что поступление иностранных инвестиций в российскую экономику по-прежнему характеризуется неравномерностью размещения капитала по регионам страны. Это проявляется в том, что традиционно наибольшая часть иностранных инвестиций направляется в ЦФО. Так, объем поступивших иностранных инвестиций в ЦФО в 2000-2002 гг. составляет 46% ($20,67 млрд.) от общего объема инвестиций в российскую экономику и превышает более чем в 3,5 раза объем инвестиций в любой другой федеральный округ (рис. 2.). Причем порядка 88% привлеченного капитала в ЦФО ($18,13 млрд.) с 2000 г. по 2003 г. приходится на Москву (см. табл. 2.), что составляет 40,3% от всех инвестиций в страну. В 2002 г. доля ЦФО в общем объеме привлеченных в Россию инвестиций составила порядка 48% ($9,53 млрд.), из них 88,6% капитала приходится на Москву (42,7% иностранных инвестиций в Россию).

 

 

Стоит также отметить, что в 2000-2002 гг. более 52% объема иностранных инвестиций распределяется среди 20 (кроме Москвы) регионов России (из 89 субъектов Федерации), порядка 42% среди 10 регионов. Такая же структура распределения иностранного капитала наблюдается и в 2002 г.

 

20 крупнейших регионов России по объему привлеченных иностранных инвестиций в 2002 г.Однако по динамике иностранных инвестиций в 2000-2002 гг. наблюдается несколько иная ситуация (рис. 3).

 

 

 

 

Как видно из диаграммы, позиции ЦФО по динамике привлечения иностранных инвестиций выглядит не так уверенно, как по объему привлеченного иностранного капитала. Явными лидерами являются УФО и СФО, которые также находятся в числе лидеров и по объемам привлеченных инвестиций. Следует обратить внимание и на значительное сокращение динамики привлечения иностранных инвестиций, в результате чего ЮФО с 3 места в 2000 г. по объему привлеченного иностранного капитала переместился на последнее на конец 2002 г.

  Вывод: Фундаментом экономики России является экономика на уровне субъектов Федерации, рационально сочетающая территориальный и отраслевой аспекты. Одной из основных проблем ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в ряде регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе.

  Анализ приведенных данных показывает, что в России сохраняется высокая концентрация привлеченного иностранного капитала по ряду регионов, причем не наблюдается изменения ситуации в лучшую сторону. Неравномерное размещение иностранных инвестиций по экономическим регионам традиционно является характерной чертой поступления иностранного капитала в страну. Распределение иностранных инвестиций по субъектам Федерации по-прежнему характеризуется сохранением позиций ЦАО, и прежде всего Москвы. Также наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы (Омская обл., Сахалинская обл., Тюменская обл. и др.), крупные промышленные центры (Самарская обл., Свердловская обл., Татарстан, Челябинская обл. и др.), регионы с развитой инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом помимо Москвы (Санкт-Петербург, Московская обл. и др.).
  В целом следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих регионах не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной инвестиционной политике в регионах можно ожидать поступление иностранного капитала, на порядок превышающее существующий приток иностранных средств.
  Как правило, во многих регионах России существует ряд преград на пути привлечения инвестиций:

o     низкая эффективность использования имеющегося экономического потенциала региона и государственной собственности;

o      высокие административные барьеры;

o      высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;

o      трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;

o      отсутствие механизма привлечения инвестиций.

Следовательно, основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.
  Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами, обуславливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.

  В качестве методов, повышающих конкурентоспособность региона на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание системы консолидации и локализации финансовых ресурсов, например на основе создания региональных инвестиционных структур на базе отдельных муниципальных образований.
  Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Создание региональных инвестиционных структур создаст условия, когда средства региона будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в развитие данного территориального образования.

  В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих субъектов региона до “рыночного вида” посредством создания соответствующей инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые компании и т.п.

  Как уже говорилось выше, обладая огромным экономический потенциалом, многие регионы сегодня не обеспечивают его эффективного использования. Соответственно, также среди основных задач по повышению инвестиционной привлекательности региона можно выделить задачу инвентаризации активов территориального образования (природный, финансовый, производственный, социальный и другие потенциалы) и текущий мониторинг ресурсов. Причем особое внимание следует уделить государственной и муниципальной собственности субъектов Федерации, а также приоритетам ее эффективного использования.