Реформа вооруженных сил: переход на контрактную систему

in Вестник РЭО №84, Реформы

24 апреля Правительство РФ рассматривало вопрос о комплектовании вооруженных сил военнослужащими по контракту, в связи чем обсуждался проект Федеральной целевой программы на 2004-2007 гг. по обеспечению комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими воинскую службу по контракту, а также финансово-экономическое обоснование данной программы. В результате, правительство согласилось в целом с предложениями Минобороны и поручило всем заинтересованным ведомствам и органам исполнительной власти внести, с учетом высказанных замечаний, до 1 июня т.г. итоговый вариант ФЦП в правительство на утверждение, предусмотрев сокращение срока по призыву с 2008 г. до одного года с нынешних двух.

  Как заявил глава Минобороны РФ С.Иванов, затраты государственного бюджета на реализацию программы составят около 130 млрд. руб. Главными расходными статьями станет выплата денежного довольствия контрактникам, а также строительство и реконструкция жилого фонда.
  Таким образом, обсуждение одного из основных параметров военной реформы привело к следующим выводам:

o     первыми переводу на контрактную основу в течение 2004-2005 гг. подлежат воинские соединения, дислоцированные в Северо-Кавказском регионе;

o     срок службы по призыву будет снижен с двух лет до одного года, правда, как заявил министр обороны С.Иванов, только в случае выполнения ФЦП в полном объеме до конца 2007 г.;

o     появится возможность для жителей стран СНГ проходить службу по контракту в российской армии, причем по истечении срока контракта (3 года) эти граждане смогут получить российское гражданство на льготных условиях, а также дополнительное образование, в том числе высшее;

o     отныне женщины смогут на равных служить по контракту в российской армии в частях постоянной готовности.

Кроме того, на заседании также рассматривался проект федеральной целевой программы на 2004-2010 гг. по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащих увольнению с военной службы.
  Глава правительства РФ М.Касьянов высказался за предоставление жилья уволенным и подлежащим увольнению военнослужащим через систему жилищных сертификатов. “Эта форма обеспечения жильем увольняемых в запас военнослужащих оправдала себя, – подчеркнул он. – Это эффективнее, чем строительство жилья за счет федеральных средств, что, помимо прочего, сужает возможности уволенных военнослужащих в выборе места их проживания”.
  Премьер-министр высказал неудовлетворенность уровнем социального обеспечения военнослужащих и, прежде всего, темпами предоставления им жилья. Отмечалось, что острота проблемы “не спадает”. Как заявил М.Касьянов, на сегодня правительство рассмотрит показатели обеспечения жильем уже уволенных и подлежащих увольнению военнослужащих, которые “должны быть приняты на среднесрочную перспективу”.

  Вывод: Военная реформа лишь внешне не связана с процессом экономических реформ и в реальности является важным фактором в области бюджетных расходов, трудовых отношений, миграции населения, налоговой базы регионов, социальных проблем.
  Согласно Основам (концепции) государственной политики по военному строительству на период до 2005 г., утвержденным президентом 30 июля 1998 г. и скорректированным в ноябре 2000 г. Советом Безопасности, главными задачами военной реформы определены оптимизация структуры, сокращение состава и численности силового компонента на основе комплексного решения задач Вооруженными Силами (ВС), другими войсками, воинскими формированиями и органами РФ в области обороны страны и безопасности государства.

  В целом позитивно, что наконец-то обозначены первые контуры военной реформы в части перехода армии на контрактную основу. В то же время пока остается неясныс вопрос о сроках перехода всех ВС на контрактную основу. Неизвестна судьба призывной системы, которая даже после перехода на полное комплектование ВС контрактниками будет предполагать срок призывной службы не менее года.
  В условиях, когда по официальным данным только 11% молодых людей реально являются призывниками, а в таких городах как Москва этот показатель падает до 1-2%, непонятна целесообразность сохранения призыва.

  Из других проблем нужно отметить, что не сворачивается в должной мере огромная хозяйственная деятельность ВС, неэффективно используются гигантские активы и все это приводит к распространению коррупции.
  Нет уверенности, что использование финансовых ресурсов в сфере обороны стало в последние годы более эффективным и прозрачным. Единственным позитивным шагом стал возврат к обложению офицеров подоходным налогом (был отменен М.Горбачевым), так как этот налог поступает местным органам власти, ответственным за образование, здравоохранение, ЖКХ, то есть наличие воинских частей на территориях перестало быть обузой.

  Очевидно, что нам нужна профессиональная армия, которая была бы по-настоящему боеспособна и сильна духом. Что касается сторонников системы призыва, аргументирующих это дороговизной профессиональной армии, надо сказать, что нет ничего дороже, чем непрофессиональная армия. Цену этого мы видим на кладбищах и в количестве уклоняющихся от призыва.