Антикоррупционная деятельность в России в 2002 г.

in Вестник РЭО №84, Власть

Тема коррупции, тесно связанная с проблемами реформирования государственного аппарата, достигла у нас колоссальных масштабов. Коррупция пронизывает все и вся, становится нормой поведения.
  Сумма взяток, выплачиваемых предпринимателями чиновникам, оценивается в десятки миллиардов долларов, то есть в стране существует альтернативная система налогообложения, усиливающая степень административного давления на бизнес. Кроме того, нарушение прав граждан из-за необходимости давать взятки при пользовании государственными услугами в образовательной, правоохранительной сферах или сфере здравоохранения ведет к снижению авторитета государства и подрывает основы его функционирования.

  Попытки “борьбы” с коррупцией предпринимались, начиная с 1997 г., когда Госдумой был принят, а президентом отклонен первый закон “О борьбе с коррупцией”, однако с тех пор мало, что изменилось.
  В 2002 г. существенных действий также не предпринималось, однако сложившуюся ситуацию призван исправить федеральный закон “О противодействии коррупции”, принятый Госдумой в первом чтении 20 ноября. Законопроект разработан с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, безопасности государства путем создания условий для предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений и проступков, устранения их последствий и наказания виновных.

  В документе предусмотрены понятия коррупционного правонарушения и коррупционного проступка, коррупционных отношений, пассивного и активного подкупа и т.д. Понятие “коррупция” определяется как “правонарушение, совершенное путем активного или пассивного подкупа, равно вступление в коррупционные отношения субъектов коррупционных правонарушений и иных лиц с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных корыстных целей”.

  Предусмотрено создание Национального Совета по противодействию коррупции при президенте. В законопроекте устанавливаются особый порядок назначения лиц, претендующих на замещение должностей госслужбы, и специальные требования к лицам, занимающим перечисленные в законе должности или претендующим на их занятие. В главе 3 закона указаны виды ответственности за коррупционные правонарушения непреступного характера, а также ответственность руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции. В проекте предусмотрена возможность ликвидации юридического лица, причастного к коррупционному правонарушения, отмена актов, принятых в результате таких нарушений.
  Основными пунктами законопроекта являются статьи 5 и 6, в которых описываются основные принципы и меры по противодействию коррупции:

o     приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;

o     поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности;

o     недопустимость установления привилегий, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих должности государственной, муниципальной и иной службы, совершивших коррупционные правонарушения;

o     установление специальных процедур при выработке и принятии решений должностными лицами;

o      антикоррупционная экспертиза правовых актов;

o     принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, а также должностей государственной службы.

Принятие этого документа является важным шагом на пути борьбы с коррупцией, но необходимы меры более серьезные, чем нравственное перевоспитание чиновничества. Коррупция может быть побеждена лишь при коренной перестройке госаппарата, при которой чиновники лишатся возможности использовать служебное положение, для чего нужна реализация комплекса мер, предусмотренных программой реформы госслужбы, обсуждение которой завершилось недавно в Госдуме принятием в третьем чтении соответствующего законопроекта.

  Вывод: Несмотря на высокие ожидания в обществе, практических антикоррупционных действий со стороны власти не наблюдается. Шансы быть наказанным за коррупцию в России сегодня равны почти нулю, в то же время в органах законодательной и исполнительной власти по-прежнему есть немало людей с устойчивой репутацией коррупционеров.

  Принятие нового закона в реальных условиях современной России может рассматриваться не более чем символический шаг, который не будет иметь существенных последствий, так как нет особых надежд на его реализацию.
  Причины бездействия лежат, прежде всего, в слабости власти, которая слишком не уверена в своих силах, чтобы бороться с коррупцией.
  Основные слагаемые успешной борьбы с коррупцией – политическая воля и решительность, ликвидация причин коррупции (бесконтрольность бюрократов, низкая зарплата, чрезмерные права чиновников) и обязательное наказание преступников. Условий для этого в России пока нет.