Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2004 г.

in Вестник РЭО №87, Бюджет

30 мая т.г. Президент РФ В.Путин направил Федеральному собранию Бюджетное послание “О бюджетной политике в 2004 году”.
  В документе подводятся итоги бюджетной политики в 2002 г. и определяются дальнейшие направления развития с точки зрения государственных доходов и расходов.
  Среди основных проблем, требующих решения, в послании выделяются: зависимость финансовой системы от внешнеэкономической конъюнктуры, неполная подстроенность налоговой системы под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности, низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной основе источников доходов региональных и местных бюджетов, неразграниченность расходных обязательств бюджетов разных уровней.

  Главными задачами бюджетной политики в 2004 г. и среднесрочную перспективу называются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. При этом бюджетная политика, говорится в послании, должна быть ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость условий формирования бюджетов всех уровней. Федеральный бюджет на 2004 г. не должен стать заложником предвыборных амбиций, отраслевого лоббизма и заведомо невыполнимых обещаний.
  В послании отмечается необходимость создания стабилизационного фонда, в связи с сохранением зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, ограничение роста непроцентных расходов, внедрения современных методов бюджетного планирования.

  Отмечается необходимость отказа государства от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг, и перехода к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми результатами.
  Кроме того, приоритетной задачей 2003-2004 гг. объявляется формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти.
 В области налоговой политики отмечается необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы и продолжения курса на снижение налогового бремени, прежде всего, в перерабатывающих отраслях промышленности и сфере услуг.
  В этой связи предлагается снижение с 2004 г. ставки НДС с 20 до 18%, а с 2006 г. (в случае сохранения благоприятной финансовой ситуации) – до 16%. С 2005 года, одновременно с осуществлением мер в области пенсионного, медицинского и социального страхования, предполагается заметное снижение ставки ЕСН. Отмечена необходимость коренного изменения в 2003-2004 гг. системы имущественных налогов с тем, чтобы последние стали серьезным источником доходом региональных и местных бюджетов, а принципы их внимания стимулировали бы эффективное использование имущества.
  Также уделено внимание важному направлению повышения уровня налогового администрирования, более рациональной организации работы налоговых инспекций (для снижения временных затрат на ведение бизнеса).

  В рамках работы по повышению эффективности бюджетных расходов в послании отмечается необходимость формирования на всех уровнях власти реестров расходных обязательств и организации работы по исключению нефинансируемых расходных обязательств. Должна быть проведена работа по инвентаризации организаций государственного сектора экономики (анализ на соответствие их функций и задач госнуждам). Указывается необходимость реформирования системы образования из расчета потребности в соответствующих специалистах на различных рынках труда, модернизации системы обязательного медицинского страхования, вооруженных сил (замещение призывной системы на контрактную), достижение полной самостоятельности и независимости судебной системы.

  Также в послании Президент РФ указывает на необходимость реорганизации и оптимизации системы контрольно-надзорных органов (устранение дублирования функций), а также повышения ритмичности расходования средств федерального бюджета и ускорения перехода на технологии единого казначейского счета по расходам федерального бюджета.
  В вопросе совершенствования межбюджетных отношений в послании указывается отличительная особенность 2004 г., состоящая в углубленной подготовке к разграничению, начиная с 2005 г., доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ. Как говорится в послании, создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения. В итоге более эффективным станет выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций, возрастет самостоятельность этих органов при проведении бюджетной политики, усилится их ответственность за ее результаты, повысятся качество и доступность бюджетных услуг, возникнут новые условия для устойчивого экономического роста.

  Вывод: Анализируя бюджетное послание Президента РФ, следует отметить верность ряда поставленных целей и задач, таких как совершенствование налоговой системы и налогового администрирования (в особенности, реформирование имущественного налогообложения, снижение ЕСН), ограничение роста непроцентных расходов, формирование стабилизационного фонда. Позитивно стремление повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов, оптимизация госсектора. Важным направлением является реорганизация и оптимизация контрольно-надзорных органов, а также углубленная подготовка к реализации с 2005 г. процесса разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, обеспечение финансовой основы реформирования федеративных отношений и местного самоуправления.
  В то же время, в области налогового реформирования в послании о снижении ЕСН говорится расплывчато (не указаны размеры снижения налога), и акцент явно делается на снижении НДС, параметры предполагаемого снижения которого, напротив, указаны довольно четко. На наш взгляд, о чем мы неоднократно писали, основной акцент на пути дальнейшей налоговой либерализации должен делаться именно на снижении ЕСН, в перспективе до 20-25%, на первом же этапе даже снижение до 30% дало бы качественный рывок и обеспечило рост абсолютного сбора не только самого ЕСН, но и подоходного налога в результате большей легализации зарплаты. При условии снижения ЕСН и налога на прибыль (о перспективах взимания которого в послании не говорится, в то время как от него вообще можно отказаться в перспективе ввиду его неэффективности, о чем мы также неоднократно писали), НДС можно не трогать, оставив его на уровне 20% (вместо снижения до 15-17%). При этом улучшение сбора НДС может реально пополнить бюджет.

  В послании ничего не говорится о стимулировании малого бизнеса, с чем явно не справляется МАП РФ, что признал глава МАП И.Южанов, подводя итоги 2002 г. Не нашли отражение в документе и ориентиры дальнейшего банковского реформирования. Стоит также отметить, что указанный в послании отказ от сметного принципа финансирования бюджетной сети больше выглядит как благое пожелание.
  В остальном же, в послании явно прослеживается курс на повышение в рамках четко определенных приоритетов эффективности расходования бюджетных средств, исключение нефинансируемых (необеспеченных) расходных обязательств.
  В целом следует отметить прогрессивный характер нынешнего послания по сравнению с предшествующими.