Дальнейшие перспективы налогового реформирования в РФ

in Вестник РЭО №88, Налоги, Реформы

5 июня бюджетный комитет Госдумы поддержал правительственный вариант законопроекта о снижении с 1 января 2004 г. базовой ставки НДС с 20% до 18% при одновременной отмене 5%-ного налога с продаж, сообщает “Интерфакс-АФИ”.
  На заседании комитета обсуждались два альтернативных законопроекта: правительственный, предусматривающий снижение ставки НДС с 20% до 18%, и депутатский – предполагающий снижение ставки НДС до 16%, однако сохраняющий при этом налог с продаж. Правительственный вариант набрал большинство голосов при голосовании на комитете.

  Как заявил при обсуждении глава бюджетного комитета Госдумы А.Жуков, депутатов больше всего волнует компенсация регионам выпадающих доходов от отмены налога с продаж. По его мнению, предложенные правительством меры не компенсируют в полной мере потери субъектов РФ.
  Напомним, что правительство выступает против сохранения налога с продаж, но готово обсуждать различные варианты компенсаций выпадающих доходов субъектов РФ, в том числе и варианты, которые не предлагались правительством. В частности, как отметил 5-го же июня министр финансов РФ А.Кудрин, правительство готово рассматривать варианты компенсаций субъектам РФ за счет увеличения отчислений акцизов на алкоголь и налога на прибыль субъектам РФ, а также частично за счет субвенций и трансфертов. А 4-го июня, на заседании трехсторонней комиссии по рассмотрению проекта федерального бюджета на 2004 год, А.Кудрин сказал, что в настоящее время в правительстве обсуждается вопрос о создании специального фонда объемом 10-15 млрд. руб., из которого в следующем году будут выделяться субсидии регионам, теряющим доходы от отмены налога с продаж, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  На этом же заседании 4-го июня первый замминистра финансов С.Шаталов пояснил, что около 30 российских регионов могут столкнуться с существенным сокращением своих доходов от отмены налога с продаж даже в случае компенсации их потерь изменением налога на имущество организаций и передачей регионам налогов, взимаемых с малого бизнеса.

  В 2004 г. потери регионов от отмены налога с продаж оцениваются в 60 млрд. руб. По словам С.Шаталова, в связи с изменениями налогооблагаемой базы налога на имущество организаций и увеличением предельной ставки этого налога с 2004 г. с 2 до 2,6%, регионы смогут получить дополнительно 18,3 млрд. руб. Доходы, взимаемые с малого бизнеса, распоряжение которыми предлагается передать на региональный уровень, в 2004 г. составят 16,5 млрд. руб. Кроме того, дополнительные доходы регионы могут получить от передачи им еще 25% акцизов на нефтепродукты. Сейчас 40% поступлений от акцизов на нефтепродукты поступает в федеральный и 60% – в региональный бюджеты. В бюджете-2004 предлагается изменить это распределение и оставить в регионах 85% этого акциза.
  Однако С.Шаталов также заявил, что в правительстве рассматривается вариант централизации 90% доходов от взимания акцизов на нефтепродукты в федеральном бюджете, оставляя в распоряжении территорий лишь 10% доходов от взимания этого налога. Все собранные в бюджет доходы будут концентрироваться и распределяться затем между регионами по справедливому принципу, так как в настоящее время этот акциз собирается очень неравномерно по регионам.
  Планируется, что первое чтение законопроектов на пленарном заседании Госдумы состоится 11 июня. При этом для рассмотрения в первом чтении будут вынесены как правительственный, так и альтернативный депутатский варианты. К этому сроку Минфин также должен просчитать возможность изменения перераспределения между федеральными и региональными бюджетами доходов от налога на прибыль, акцизов на ликеро-водочные изделия, а также акцизов на нефтепродукты.
  Кроме того, 6 июня Госдума одобрила в первом чтении изменения в статью 241 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2005 г. ставка ЕСН снизится с 35,6% до 30%.

  Вывод: Анализируя деятельность правительства в области налогового реформирования, видно, что в настоящий момент ориентация сделана в сторону снижения НДС с 20% до 18% и отмены налога с продаж с 1 января 2004 г. Снижение же ЕСН планируется лишь в 2005 г.
  Данную проблему можно рассмотреть с трех точек зрения:

1.    С точки зрения приоритетов в налоговом реформировании, на наш взгляд, правильней было бы снижать ЕСН (до 20-25% в перспективе, на первом же этапе – до 30%, что и было принято в первом чтении) и налог на прибыль (до 15% с последующей отменой ввиду неэффективности), а НДС не трогать на уровне 20%, улучшая его администрирование. Акцент на снижении ЕСН позволил бы увеличить сборы не только самого ЕСН, но и подоходного налога в результате большей легализации зарплаты. Очевидно, что нынешний уровень ЕСН сегодня (35,6%) слишком высок. Отсюда, пол-экономики в нашей стране просто не видно. Несмотря на то, что средняя зарплата по стране составляет примерно $160, это не означает, что денег у населения нет. Доходы есть, и экономика есть, просто часть ее в тени. Вспомним, когда снизилась ставка подоходного налога до 13%, сборы резко увеличились. Это является доказательством того, что экономика начала немного выходить из тени. Таким образом, если бы правительство в первую очередь снизило социальные налоги до уровня, когда невыгодно скрывать зарплату, в Москве, например, зарплата выросла бы в 3-4 раза. Поэтому налоги снижать можно и нужно, и это даст больший доход за счет расширения налогооблагаемой базы.

2.    С другой стороны, в условиях, когда правительство не стремится проводить политику существенной налоговой либерализации, хоть какое-то снижение, с экономической точки зрения, позитивно (по принципу: лучше какое-то снижение, чем никакого).

3.   Необходимо серьезным образом улучшать налоговое администрирование, повышать налоговую собираемость. По нашему убеждению, можно собрать два бюджета при более низких налоговых ставках. Эффективность МНС в этом направлении сомнительна.

Говоря об отмене налога с продаж, с одной стороны, само по себе существование налога с продаж не должно пугать. Если этот налог полностью находится в ведении субъектов Федерации, то его введение – внутреннее дело региональных властей.
  С другой стороны, совершенно очевидно, что налоговая децентрализация должна идти не в пользу региональных властей, а в пользу муниципалитетов. Финансовые средства должны концентрироваться на уровне местного самоуправления, чтобы иметь возможность использования непосредственно на местах. Сегодня же до местного самоуправления доходит лишь небольшая часть средств (в настоящее время разделение всей суммы собранных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами примерно следующее: 55% – центр, 40% – регионы, 5% – муниципалитеты), а само оно фактически не сформировано с точки зрения независимости в формировании и проведении налоговой и бюджетной политики. Все эти противоречия должны быть устранены в рамках реформы межбюджетных отношений, однако остаются сомнения в том, удастся ли в наших условиях правительству реализовать один из основных принципов реформы: 1 налог – 1 бюджет. Следует также иметь в виду, что Россия традиционно государство с высокой степенью централизации в целом по отраслям народного хозяйства. В этих условиях, на наш взгляд, эффективным разделением собранных налогов между уровнями бюджетной системы является следующее: 60% – центр, 10% – регионы, 30% – местные органы.

  Таким образом, в условиях несформированности местного самоуправления в области самостоятельного проведения политики развития своих территорий, эффективней предоставить распоряжение средствами федеральному центру, а не региональным властям. В этом смысле отмена налога с продаж с последующей компенсацией выпадающих доходов из федерального бюджета оправдана.