Текущая оценка основных параметров проекта федерального бюджета на 2004 г. и дальнейшую перспективу

in Вестник РЭО №88, Бюджет

5 июня т.г. Правительство РФ одобрило основные параметры федерального бюджета 2004 г, а также на перспективу 2005-2006 гг., сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  Доходы федерального бюджета на 2004 г. запланированы на уровне 2686,16 млрд. руб. (17,7% ВВП), расходы – 2591,1 млрд. руб. (17,1% ВВП). Профицит федерального бюджета на 2004 г. предполагается в объеме 95,06 млрд. руб. (0,6% ВВП). ВВП России в 2004 г. оценивается в 15,161 трлн. руб. При этом предполагается экономический рост на уровне 5%.

  Налоговые доходы федерального бюджета в 2004 г. составят 2079,52 млрд. руб. (13,7% ВВП), неналоговые доходы – 164,08 млрд. руб.
  Процентные расходы в 2004 г. составят 301,17 млрд. руб. (2% ВВП). При этом на обслуживание внутреннего долга будет направлено 68,58 млрд. руб., на обслуживание внешнего долга – 232,59 млрд. руб. Непроцентные расходы федерального бюджета составят 1861,3 млрд. руб. (12,3% ВВП).
  Среднегодовой курс рубля по отношению к доллару, заложенный при расчете основных параметров федерального бюджета на 2004 г. – 31,9 руб. за доллар. Среднегодовая цена нефти марки “Urals”, используемая при расчете расходов федерального бюджета зафиксирована на уровне $20 долл. за баррель.
  Доходы федерального бюджета в 2005 г. запланированы на уровне 3012,85 млрд. руб. (17,2% ВВП), расходы – 2858,12 млрд руб. (16,3% ВВП). Профицит федерального бюджета в 2005 г. планируется на уровне 154,73 млрд. руб. (0,9% ВВП). Объем ВВП в 2005 г. прогнозируется в сумме 17,545 трлн. руб.
  Налоговые доходы федерального бюджета в 2005 г. оцениваются в 2337,07 млрд. руб. (13,3% ВВП). Неналоговые доходы составят 172,79 млрд. руб. (1% ВВП).
  Процентные расходы в 2005 г. ожидаются на уровне 345,29 млрд. руб. (2% ВВП). При этом на обслуживание внутреннего долга будет направлено 82,92 млрд. руб., на обслуживание внешнего долга 262,37 млрд. руб. Непроцентные расходы составят 2024,24 млрд. руб. (11,5% ВВП).

  Доходы федерального бюджета в 2006 г прогнозируются в сумме 3371,91 млрд. руб. (16,8% ВВП), расходы – 3159,76 млрд. руб. (15,7% ВВП). Профицит федерального бюджета в 2006 г. составит 212,14 млрд. руб. (1,1% ВВП). ВВП в 2006 г. предполагается на уровне 20,102 трлн. руб.
  Процентные расходы в 2006 г. составят 351,83 млрд. руб. (1,8% ВВП). При этом на обслуживание внутреннего долга будет направлено 92,52 млрд. руб., а на обслуживание внешнего долга – 259,31 млрд. руб. Объем непроцентных расходов в 2006 г. составит 2248,96 млрд. руб. (11,2% ВВП).
  Налоговые доходы федерального бюджета в 2006 г. оцениваются в сумме 2622,17 млрд. руб. (13% ВВП). Неналоговые доходы предполагаются в сумме 176,22 млрд. руб. (0,9% ВВП).

  Основными приоритетами в 2004 г. для федерального бюджета является укрепление Вооруженных сил и реформа комплектования Вооруженных сил. При этом на последнее выделяется дополнительно 8,6 млрд. руб. в 2004 г. Кроме того, приоритетной является поддержка социальной сферы и науки, общие расходы на которые составят 465 млрд. руб. (на 16,4 млрд. руб. превышают уровень 2003 г.). Объем средств, выделяемых на образование, в 2004 г. увеличатся на 18,3 млрд. руб. Расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность составят 716 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2003 г. на 65,16 млрд. руб. Объем средств, передаваемый в виде финансовой помощи субъектам РФ, в 2004 г. составит 305 млрд. руб., что на 32,3 млрд. руб. выше уровня 2003 г.
  Открывая заседание правительства, премьер-министр М.Касьянов выразил надежду, что в 2004 г. “удастся увеличить темпы экономического роста с прогнозируемых в этом году 4,5% ВВП до 5% ВВП”, сообщает РИА “Новости”. Глава правительства также надеется, что в 2004 г. правительству сможет снизить инфляцию до 10%. “Это будут серьезные достижения, если мы сумеем этого достичь”, – сказал М.Касьянов. Премьер пояснил, что снижение инфляции станет серьезным стимулом для экономического роста и расширения доходной базы.

  Как заявил по итогам заседания министр финансов А.Кудрин, постепенное увеличение темпов роста российской экономики начнется с 2007 г. с тем, чтобы увеличиться в 2 раза к 2010 г. А.Кудрин напомнил, что Президент РФ в послании Федеральному собранию поставил задачу увеличить ВВП за десятилетие в 2 раза. “Темп роста, который необходим к окончанию первого десятилетия, требует, чтобы рост экономики с 2007 г. составлял 7-8%, придя к показателю 9-10% к 2010 г.”, – подчеркнул А.Кудрин. По его словам, “это реалистичная цифра, требующая реализации смелых реформ в экономике”.

  Вывод: Анализируя параметры проекта федерального бюджета на 2004 г. и дальнейшую перспективу, одобренные правительством, следует отметить, что по своим размерам бюджет увеличивается незначительно (примерно на уровне инфляции в среднем на 12% ежегодно в рублевом выражении), в процентном отношении к ВВП снижается доходная часть, в том числе и налоговые доходы. В то же время, снижаются и расходы бюджета за рассматриваемый период.
  Стоит также вспомнить о неудовлетворительности параметров инфляции в течение исследуемого периода (согласно Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.): в 2004 г. – 8-10%, в 2005 г. – 6-8%, в 2008 г. – 5-7%. Таким образом, темпы снижения инфляции до 2005 г. – на 2% в год, а к 2008 г. – лишь на 1% за год.

  Существенное увеличение расходов на оборону и правоохранительную деятельность, а также приоритетность в бюджете 2004 г. укрепления Вооруженных сил, можно в целом считать оправданным ввиду происходящих в настоящее время в мире процессах.
  В целом же, размер федерального бюджета несовместим со статусом великого государства и не соответствует статусу члена “большой восьмерки”. К сожалению, задачу удвоения (существенного увеличения) бюджета, о чем мы неоднократно писали, в очередной раз выполнить не удалось. На наш взгляд, такой стране, как Россия на $85 млрд. невозможно нормально содержать армию, поддерживать систему образования и здравоохранения. Для адекватного функционирования нашего государства размер федерального бюджета России в настоящее время должен составлять порядка $300 млрд.

  Достичь существенного увеличения размеров федерального бюджета, а также достижения поставленной президентом цели удвоения ВВП, можно только в результате роста экономики (здесь к эффективной налоговой реформе, рациональность проведения которой сегодня правительством сомнительна, должны добавиться структурные реформы, повышение эффективности сбора налогов). “Смелые реформы”, безусловно, нужны, однако проводить их все же нужно смелее.

  Проект бюджета-2004 в очередной раз показал отсутствие амбициозности в действиях правительства как в процессе реформирования экономики, так и бюджетном планировании.