Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) в России в январе-мае 2003 г.

in Вестник РЭО №89, Экономика

По данным Госкомстата РФ, оборот розничной торговли в январе-мае т.г. в товарной массе вырос на 8,9% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. и составил 1703,6 млрд. руб. ($55,5 млрд.). В том числе в мае т.г. оборот розничной торговли составил 352,6 млрд. руб. ($11,5 млрд.), что в товарной массе на 10,2% превышает значение показателя в соответствующем периоде 2002 г. Напомним, что в январе-мае 2002 г., рост объема розничной торговли России составлял 8,9% от уровня января-мая 2001 г., а в мае 2002 г. – 6,3%.

Напомним, что в 2002 г. оборот розничной торговли составил 3719 млрд. руб. ($118,36 млрд.), что в товарной массе на 9,1% превышает значение 2001 г. ($102,68 млрд.). Также стоит отметить, что реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в январе-мае т.г., по данным Госкомстата, на 17,7% к соответствующему периоду 2002 г., а за весь 2002 г. – на 8,9%.

  В структуре оборота розничной торговли в мае 2003 г., по данным Госкомстата, доля продовольственных товаров составила 47% (в мае 2002 г. – 47,8%), а непродовольственных – 53% (52,2%). В январе-мае 2003 г. оборот розничной торговли продовольственных товаров составил 793,9 млрд. руб. ($25,9 млрд.), что на 7% превышает значение января-мая 2002 г. Оборот непродовольственных товаров – увеличился на 10,6% и составил 909,7 млрд. руб. ($29,6 млрд.).

  Кроме того, в мае т.г. увеличился удельный вес торговых организаций в общем объеме оборота розничной торговли до 76,2% против 75,5% в мае 2002 г. и соответственно снизилась доля рынков с 24,5% до 23,8%.

  Из последних событий на потребительском рынке России в рамках активизации процессов прихода крупных западных компаний розничной торговли следует отметить заявление немецкой “Metro AG” о начале реализации крупных инвестиционных проектов в стране. К тому же, по информации “Ведомостей” со ссылкой на замминистра внешнеэкономических связей правительства Московской области И.Николаевского, вторая по величине торговая компания Германии “REWE” планирует начать развивать развитие бизнеса в России. В частности, планируется создать в Подмосковье сеть недорогих супермаркетов “Penny”. “REWE” намерена построить сеть магазинов в городах Подмосковья с населением свыше 100 тыс. чел.

  Вывод: Исходя из приведенного анализа розничной торговли в январе-мае т.г., налицо сохранение положительных тенденций развития розничной торговли в России, сложившихся в последние годы.
  Существующие темпы и структурные изменения в розничной торговле свидетельствуют о благоприятных тенденциях в российской экономике, повышении предпринимательской и потребительской активности в стране. Очевидно, что основным фактором, повлиявшим на развитие розничной торговли, является повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения. Важно также отметить увеличение доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в качестве показателя улучшения потребительских настроений и ожиданий.

  В целом же отметим, что на современном этапе развития розничной торговли в России можно говорить об определенном движении в сторону построения цивилизованных отношений в данном секторе. Наблюдается продолжение тенденции снижения доли рынков в обороте розничной торговли и соответственно увеличение доли торговых организации, преимущественно торговых центров и крупных торговых сетей, темпы роста которых значительно превышают среднерыночные в отрасли. Стоит также отметить, что на повышение качественного уровня розничной торговли существенное влияние оказывает приход на российский рынок крупных западных компаний. Причем активность данных процессов в настоящее время усиливается.

  Однако следует отметить, что предприятия розничной торговли по-прежнему несут существенные издержки по преодолению административных барьеров, особенно это актуально для малого предпринимательства. Очевидно, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов его регулирования с целью поддержания стабильности и прозрачности отрасли. Государство должно стремиться свести к минимуму административное воздействие и перейти к нормативно-правовому регулированию деятельности торговых организаций, основанному на экономических принципах и законах, что будет способствовать эффективному и качественному развитию сектора розничной торговли в России.