Концепция формирования биржевого рынка нефти и нефтепродуктов в РФ

in Вестник РЭО №90, ТЭК

На прошлой неделе МАП России подготовило и внесло на рассмотрение Правительства РФ доработанную Концепцию формирования в Российской Федерации биржевого рынка нефти и нефтепродуктов.
  Согласно Концепции основной целью формирования в России биржевого рынка нефти и нефтепродуктов является обеспечение участников рынка эффективным механизмом совершения и исполнения сделок на рынке нефти и нефтепродуктов, а также в повышении эффективности, прозрачности и инвестиционной привлекательности предприятий топливно-энергетического комплекса. В соответствии с Концепцией создаваемый рынок нефти и нефтепродуктов должен обеспечить решение следующих задач:

o     выявление объективной и справедливой цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке;

o     обеспечение возможностей страхования рисков от неблагоприятного колеба- ния цен на реальный товар для производителей и потребителей нефти и нефтепродуктов;

o     формирование необходимой рыночной информации в нефтяной и нефтепере- рабатывающей отраслях.

В документе говорится, что система торгов будет формироваться по следующим основным направлениям: биржевая торговля реальным товаром на внутреннем рынке и на границе страны, биржевая торговля производными финансовыми инструментами для целей управления рисками на внутреннем и внешнем рынке. Учредителями биржи могут стать госпредприятия и частные компании. Также при создании системы биржевых торгов нефти и нефтепродуктами планируется предусмотреть мероприятия по противодействию необоснованному росту или падению биржевых цен с целью обеспечения устойчивости создаваемого рынка. Планируется, что рыночные цены на нефть и нефтепродукты, определенные в ходе биржевых торгов, станут основной расчетной базой для определения рыночных цен для целей налогообложения.

  Для стимулирования участия компаний на биржевом рынке нефти и нефтепродуктов предусмотрены исключительно экономические методы, административные методы признаются недопустимыми.
  Предусмотренный в Концепции комплекс мер по стимулированию операций на организованном рынке нефти и нефтепродуктов включает в себя:

o     меры экономического стимулирования активности участников рынка;

o     поэтапное включение биржевых механизмов в систему государственных закупок нефтепродуктов;

o     поэтапный переход на систему биржевых закупок и продаж нефтепродуктов Российским агентством по государственным резервам при формировании фондов государственного материального резерва.

Так, стимулирование активности участников рынка предлагается осуществлять следующими методами:

o     частичное возмещение государством расходов по обслуживанию банковских кредитов, выдаваемым сельхозпроизводителям на закупку топлива при условии заключения сделок по рыночным ценам, в том числе сделок на биржевом рынке;

o     снижение степени риска по банковским кредитам, выданным на закупку нефти и нефтепродуктов в том случае, если риски по данной сделке хеджированы на биржевом рынке.

Отметим также, что в настоящее время на нескольких биржах России организованы пилотные торги нефтепродуктами. Кроме этого, ряд нефтяных компаний проводят мероприятия по организации собственных биржевых площадок.

  Так, в середине июня т.г. Тюменская нефтяная компания совместно с компанией “EPAM Systems” и корпорацией “Novel”l объявила о вводе в промышленную эксплуатацию электронной площадки (ЭТП) для оптовой торговли нефтепродуктами. Это первые шаги компании по созданию полноценной нефтяной биржи, которая может начать работу не ранее второй половины 2004 г. В функции ЭТП входит реализация нефтепродуктов по фиксированным ценам на согласованных с торговым представителем условиях или в результате аукционных торгов. По мнению старшего вице-президента ТНК А.Каплана, “внедрение ЭТП позволит уменьшить влияние персонального фактора на бизнес-процессы и упростит взаимодействие клиентов и трейдеров ТНК., а автоматизация рутинных операций снизит вероятность ошибок и даст возможность сотрудникам работать с большим количеством клиентов”.

  Также напомним, что в середине декабря 2002 г. руководители трех бирж (ММВБ, Национальной товарной и Центральной российской универсальной) заявили о подписании соглашения о взаимодействии по созданию биржи нефтепродуктов. Планировалось, что в первой половине 2003 г. будет проведена маркетинговая кампания по привлечению участников торгов. Однако данная кампания результатов не принесла.
  Следует отметить деятельность правительства Ханты-Мансийского автономного округа по созданию нефтяной биржи, которое подготовило весь механизм ее функционирования. Однако, как отмечает губернатор ХМАО А.Филипенко, процесс по созданию нефтяной биржи в Ханты-Мансийске идет вязко. По мнению А.Филипенко, одной из причин торможения механизма функционирования нефтяной биржи является отсутствие необходимых кадров и решение этой проблемы необходимо в ближайшее время.

  Вывод: Действительно в сложившейся ситуации в России нельзя говорить о формировании экономически справедливых цен на нефть и нефтепродукты, а, следовательно, о существовании полноценного рынка нефти и нефтепродуктов.
  В России сегодня нет товарного биржевого рынка, хотя на Западе он играет огромную роль, поэтому перспективы создания отечественного биржевого рынка, в частности, нефтяного биржевого рынка, безусловно, есть. Очевидно, что для создания биржевого рынка нефти и нефтепродуктов необходимо сначала создание соответствующей рыночной институциональной среды. Это касается как создания соответствующих правовых механизмов, так и  проработки других механизмов функционирования нефтяной биржи и биржевой инфраструктуры. С этих позиций действительно необходима разработка и принятие концепции биржевого нефтяного рынка. Вопрос как всегда остается лишь в реализации намеченных планов.

  Необходимым условием создания биржевого рынка является заинтересованность и участие самих нефтяных компаний в данном процессе. Поэтому инициативы ряда нефтяных компаний в этом вопросе, безусловно, позитивны. Однако предлагаемые в Концепции меры по активизации данного процесса не совсем эффективны и полноценны. В целом же согласованность действий бизнеса и правительства в данных вопросах по-прежнему, к сожалению, отсутствует, что делает идею создания биржевого нефтяного рынка в настоящее время призрачной.