Перспективы пенсионной системы России: критерии допуска компаний к доверительному управлению пенсионными накоплениями и направления инвестирования средств

in Вестник РЭО №91, Население, Пенсионная реформа

30 июня т.г. Правительство РФ приняло постановление “Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.
  По информации Департамента правительственной информации, дополнительные требования накладываются на компании по доверительному управлению пенсионными накоплениями в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Согласно принятому постановлению, сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, совершаются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг на условиях поставки против платежа и на основе заявок на покупку и заявок на продажу ценных бумаг по наилучшим из указанных в них ценам при условии, что заявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам.

  В соответствии с ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” от 24 июля 2002 г. (с изменениями) пенсионные накопления могут быть размещены в:
  1) государственные ценные бумаги РФ;
  2) государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальных образований;
  3) облигации российских хозяйственных обществ при условии, что срок погашения указанных облигаций не наступил;
  4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
  6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;
  7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  8) депозиты в рублях в кредитных организациях;
  9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.
  Согласно постановлению, устанавливается также максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфеле:
  а) государственные ценные бумаги субъектов РФ – 40%;
  б) облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени РФ и субъектов РФ): облигации, выпущенные от имени муниципальных образований – 40%, облигации российских хозяйственных обществ – 50% в 2004 г., 60% в 2005 г., 70% в 2006 г. и 80% с 2007 г.;
  в) акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными общест- вами: в 2004 г. – 40%; в 2005 г. – 45%; в 2006 г. – 55%; с 2007 г. – 65%;
  г) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах, – 40%.

  Напомним также, что в соответствии с ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” максимальная доля в инвестиционном портфеле средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20%.
  Отметим также, что 26 июня т.г. правительство приняло постановление, определяющее дополнительные критерии отбора спецдипозитариев и компаний по доверительному управлению пенсионными накоплениями.

  Постановление представляет собой методику оценки компаний, претендующих на роль специализированного депозитария, и определяет дополнительные критерии к компаниям по доверительному управлению пенсионными накоплениями в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
  По сообщению ДПИ, при оценке депозитариев методика ориентируется на опыт работы компании в качестве спецдепозитария, размер обслуживаемых активов, собственных средств, наличие банковской гарантии, количество клиентов, которыми выступают паевые, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды. Так, компания-спецдепозитарий, желающая принять участие в конкурсе, должна иметь собственных средств не менее 600 млн. руб., опыт работы на рынке от 2 лет, обслуживать активы в размере не менее 100 млн. руб., при этом обслуживать не менее 3 фондов. Кроме того, спецдепозитарию необходимо иметь безотзывную банковскую гарантию от 3 млрд. руб. при отсутствии штрафных санкций в виде процедуры банкротства или отзыва лицензии в течение как минимум последних двух лет к моменту проведения конкурса.

  Также согласно постановлению, компания по доверительному управлению, желающая участвовать в конкурсе, должна обладать лицензией ФКЦБ по управлению паевыми, инвестиционными или негосударственными пенсионными фондами, иметь в управлении на 1 августа активы в размере не менее 100 млн. руб. Размер собственных средств компании к 1 августа должен составлять не менее 50 млн. руб.
  Кроме того, постановление предъявляет особые требования к менеджменту компании: исполнительные лица компании должны иметь высшее образование, квалификационный аттестат ФКЦБ по специализации компании, двухлетний опыт работы в руководящей должности, не иметь судимости за нарушения в сфере экономической деятельности или за преступления против интересов власти.

  Отметим также, что конкурс среди управляющих компаний на право управления пенсионными накоплениями Минфин планирует объявить в ближайшие недели.
  Напомним, что, согласно ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” от 10 января 2003 г., за лицами, заключившими договора пенсионного страхования, закрепляется право выбора между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и Государственным пенсионным фондом РФ (ПФР). При этом люди, выбравшие НПФ, получают возможность переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, но не чаще одного раза в год. Государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, формирующихся в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) назначен Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк).

  С 1 июля т.г. граждане России начнут получать специальные уведомления от ПФР, из которых каждый гражданин сможет узнать, что происходит с его пенсионными накоплениями.
  По сообщению премьер-министра РФ М.Касьянова, с 1 июля т.г. пенсионная реформа начинает работать на практике. До 15 октября российские граждане должны определиться в соответствии с принятым законодательством, куда они будут инвестировать свои пенсионные накопления. Каждый гражданин получит уведомление о состоянии своего пенсионного счета. По данным М.Касьянова, по итогам 2002 г. накопительный элемент пенсионных накоплений составил 10% от средств, выплаченных работодателями за своих работников. Соответственно, граждане, которые не определятся с выбором негосударственной управляющей компании, доверят свои пенсионные накопления государственной управляющей компании – Внешэкономбанку.
  Премьер-министр выразил уверенность, что доходы, получаемые гражданами в результате инвестирования их средств государственной компанией, не будут сильно отличаться от процентных доходов, которые они могут получить, передавая свои пенсионные накопления в управление частным компаниям.

  Вывод: Касаясь накопительной пенсионной системы в целом, следует отметить, что внедрение ее, безусловно, необходимо. Действительно, с ее введением в действие у граждан появляется возможность участвовать в управлении собственными пенсионными средствами.
  Однако правительство стремится внедрить эту систему в жизнь без окончательной проработки, и поэтому рассчитывать на успех нельзя. Прежде нужно довести ее особенности до каждого гражданина, чтобы ему было понятно, что будет происходить с его накоплениями и как ему поступать. Остановите любого человека на улице любого возраста с вопросом о том, что он знает об идущем пенсионном реформировании в стране и каково его мнение, и Вы поймете, что даже понимания происходящего сегодня в пенсионной сфере у населения нет, не говоря уже о том, смогут ли люди принять правильное решение о размещении своих средств. Очевидно, что механизм управления пенсионными деньгами должен быть максимально прозрачен и лишен возможностей для махинаций.

  В отношении принятых ограничений на направления инвестирования средств пенсионных накоплений следует отметить, что в условиях сохраняющейся крайней неразвитости, слабости и нестабильности российского фондового рынка, инвестировать в него пенсионные средства нельзя, так как это слишком рисковые вложения, равно как и в российские государственные ценные бумаги, вкладывать в которые сейчас также довольно рискованно (и даже опасно). При этом вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются законопроектом лишь 20%, а в российские государственные ценные бумаги – никак не ограничиваются.

  В таких условиях, когда каждый гражданин в обязательном, а не добровольном, порядке в течение трудовой деятельности выплачивает взносы для формирования трудовой пенсии, в момент выхода на пенсию ему фактически не гарантировано получение этих средств. Это не допустимо.
  На наш взгляд, за неимением прочных финансовых инструментов внутри страны, большую часть пенсионных резервов стоит вкладывать именно в ценные бумаги иностранных государств, которые обладают высокой степенью надежности, а не наоборот, как принято в постановлении правительства. Речь здесь идет, прежде всего, о государственных ценных бумагах иностранных государств. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Пенсионные накопления относятся к инвестициям, обладающим наиболее высокой социальной важностью, соответственно, необходим минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг.

  И лишь когда экономика стабилизируется, капитализация достигнет серьезных размеров, а финансовая компетентность граждан – приемлемого уровня, можно будет ставить вопрос о передаче функций ПФР частным компаниям. Сегодня риск коррупции и плохого управления слишком высок. Но это не означает ограничения негосударственных пенсионных фондов.
  Нужно подчеркнуть, что надежды на резкое стимулирование российского рынка капиталов за счет пенсионной реформы явно завышены. Напротив, может возникнуть дополнительный фактор нестабильности.

  Что касается критериев определения компаний на доверительное управление, то, по нашему мнению, они явно не достаточны. Как можно допускать к управлению пенсионными накоплениями компании, размер собственных средств которых составляет менее $2 млн.? Тем более среди критериев на выбор управляющей компании не учитывается такой важный фактор, как рейтинг компании и опыт работы на финансовом рынке. Допускать к управлению пенсионными накоплениями можно только компании, обладающие многолетним опытом успешной работы на финансовых рынках и имеющие высокие рейтинги, как российских, так и ведущих иностранных агентств.

  По нашему мнению, механизм управления пенсионными накоплениями должен быть абсолютно прозрачен и прост. Должен быть создан один орган, куда войдут представители Центрального банка, Минфина, МЭРТ и несколько профессионалов с рынка ценных бумаг. Этот орган будет периодически, например, ежеквартально, собираться для формирования инвестиционного портфеля, в котором до 80% средств направляется в государственные ценные бумаги иностранных государств (например, в казначейские облигации США), 5-10% накоплений – в крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета, в же российские ценные бумаги вложения не должны превышать 5-10%. Агентом по определению сумм пенсионных резервов и их размещению должен быть Пенсионный фонд РФ.

  В нынешних условиях ввод системы управления накопительной частью вполне может завершиться серьезными махинациями, потерей части пенсионных накоплений. В целом же, жизнеспособность и эффективность создаваемой пенсионной системы вызывают большие сомнения.