Необходимость проведения административной реформы в России

in Вестник РЭО №92, Реформы

4 июля т.г. премьер-министр М.Касьянов подписал постановление, в соответствии с которым перечень функций, включенных в положения о Минэкономразвития и Минимуществе, существенно сокращается, сообщает Департамент правительственной информации.
  Минэкономразвития, например, больше не обязано готовить проекты бюджетов развития, осуществлять анализ системы платежей и расчетов в экономике РФ и готовить предложения о ее совершенствовании, разрабатывать государственные минимальные социальные стандарты. Минимущество также освобождается от ряда обязанностей.

  Напомним также, что Минэкономразвития, проанализировав в апреле-мае т.г. по поручению правительства функции министерств и ведомств, выявило свыше 250 избыточных функций, в том числе около 50 – у самого себя, сообщает “AK&M”.
  Действительно, трудно спорить с утверждением о том, что российские министерства и ведомства перенасыщены функциями и в целом административная система неэффективна.
  Отсутствие эффективности можно объяснить размером госаппарата в стране, низкой зарплатой, ухудшающимся профессиональным составом госслужащих, дефицитом кадров в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных условиях, большими полномочиями чиновников при практически отсутствии контроля в их применении, сохраняющимся преобладанием госслужащих с непрофильным образованием.

  Показательны в этом смысле данные Главного контрольного управления президента, согласно которым, например, в 2001 г. из 891 прямого поручения президента выполненными оказались лишь 543. Из них в первоначально установленный срок – 48%, то есть безукоризненно было исполнено лишь 29% поручений В.Путина. Очевидно, что при такой эффективности аппарата рассчитывать на активные реформы в этом направлении не приходится.
  Минэкономразвития в свое время давало оценки того, что Россия теряет до 2% ВВП в год из-за плохого госадминистрирования.
  Напомним, что план административной реформы был утвержден Президентом В.Путиным в декабре 2002 г. Согласно нему в 2004 г. система федеральных органов исполнительной власти, включая правительство, будет изменена. Реформа предполагает разделить функции исполнительной власти на 3 вида: правоустанавливающие (нормативное регулирование), правоприменительные (контроль и надзор) и функции по предоставлению госуслуг (культура, образование, здравоохранение) и управлению госимуществом.

  Напомним, что в целом в рамках административного реформирования осуществляются мероприятия по следующим направлениям:

1)    Изменение структуры и функций федеральных органов исполнительной власти;

2)    Реформа госслужбы;

3)    Разделение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.

Правительство говорит об излишнем количестве ведомств. Ведомств, конечно же, много. Поэтому работа, которая ведется в этом направлении, с целью снижение численности, исключения дублирования функций, безусловно, необходима. Из последних решений в этом направлении стоит отметить создание ФСЭНП.
  В реформе же самого правительства основным вопросом остается дальнейшая судьба аппарата правительства, структурные подразделения которого, по сути, дублируют функции всех основных министерств и ведомств, а роль аппарата правительства, как известно, очень велика. Относительно этого пока нет ясности. На наш взгляд, необходимо расформирование этого института при необходимости с объединением соответствующих его структур с профильными министерствами и ведомствами. У правительства должен быть лишь секретариат, который занимался бы организационными вопросами.

  Вывод: Административная реформа рассматривается как приоритет аж со времени последних президентских выборов, однако с тех пор мало, что изменилось в смысле принятия конкретных шагов в этом направлении. Низкая эффективность госаппарата, системы государственного регулирования, судебной и правоохранительной сфер по-прежнему остаются ключевыми проблемами.
  В целом нужно сказать, что разработанные документы по вышеперечисленным направлениям верно определяют направление реформы, хотя отдельные элементы выглядят как благие пожелания (уход от сметного принципа). Основными проблемами остаются сроки реализации административной реформы (в некоторых документах слишком растянутые, в других – вообще отсутствуют) и наличие политической воли для ее решительного претворения в жизнь.
  Говоря об административной реформе, конечно же, нельзя не упомянуть необходимость борьбы в рамках реформы с коррупцией. В принципе, можно говорить о том, что коррупция в России существует чуть ли не традиционно. Каждый временной период существования нашего государства связан с теми или иными проявлениями и формами коррупции. После развала СССР владение административным ресурсом в тех или иных формах является одним из главных и наиболее значимых конкурентных преимуществ при ведении бизнеса в России.

  Для снижения уровня коррупции чиновников нужно сочетать сокращение их числа с повышением профессионализма и зарплаты оставшихся. Вместе с тем, надо добиваться прозрачности и интенсивности работы чиновников, сокращением возможностей для волюнтаризма.
  Как мы уже писали, основными слагаемыми успешной борьбы с коррупцией являются: политическая воля и решительность, ликвидация причин коррупции (бесконтрольность бюрократов, низкая зарплата, чрезмерные права чиновников) и обязательное наказание преступников. К сожалению, условий для этого в России пока нет.