Реформирование Вооруженных сил РФ: переход на контрактную систему комплектования

in Вестник РЭО №92, Реформы

10 июля т.г. на заседании Правительства РФ была утверждена окончательная версия федеральной целевой программы о переходе к комплектованию воинских должностей, проходящих военную службу на контрактной основе, на период 2004-2007 гг., сообщает Департамент правительственной информации.
  По словам министра обороны РФ С.Иванова, данная программа подразделена на два основных направления:
  Первое – повышение привлекательности военной службы по контракту путем предоставления контрактникам дополнительных выплат и социальных льгот;
  Второе – повышение боеготовности контрактных частей и соединений. Министр подчеркнул, что принятие программы позволяет решить одну из задач проведения военной реформы РФ.

  В соответствии с программой, с 2005 г. будет прекращен призыв военнослужащих в “горячие точки”, в том числе в Северо-Кавказский регион. В “горячие точки” будут направляться только военнослужащие, проходящие службу на контрактной основе. С 2008 г., в соответствии с программой, срок службы по призыву в армии будет сокращен с 2 лет до 1 года.
  По информации С.Иванова, были сокращены объемы финансирования, предусмотренные на реализацию данной программы, с 138 млрд. руб. до 79,1 млрд. руб. на период до 2008 г. Однако министр обороны также отметил, что часть средств распределена по другим программам – например, национальная оборона и правоохранительная деятельность, а часть воинских формирований – выведена из данной программы. “Полностью ушли из программы войска специального строительства и ФАПСИ – те части, которые в большинстве случаев не принимают активного участия в боевых действиях, или вообще не участвуют в них”, – заявил он. В том числе по разделу федерального бюджета “Национальная оборона” предусматриваются 68,4 млрд. руб., по разделу “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства” – 10 млрд. руб.

  Финансирование расходов на реализацию федеральной целевой программы осуществляется по целевым статьям, имеющим специальный классификационный признак, разделов федерального бюджета “Национальная оборона”, “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства” Объемы финансирования мероприятий программы в 2004-2007 гг. уточняются при разработке проектов федерального бюджета на очередной год.
  По словам С.Иванова, на контрактный принцип комплектования будет переведено 80 частей постоянной боевой готовности, в том числе 72 – Минобороны, 3 – пограничных войск и 5 – войск МВД. Всего по контракту будет проходить службу 147,5 тыс. солдат и сержантов.
  Средняя заработная плата воина-контрактника будет установлена в сумме 6300 руб. в месяц, а военнослужащего, проходящего службу по контракту в Чеченской республике, – 15000 руб., сообщил глава Минобороны.
  Что касается полного перехода вооруженных сил на контрактную основу, то глава Минобороны РФ С.Иванов считает, что в далекой перспективе Россия сможет перейти к полностью контрактной армии, сообщает РИА “Новости”. “Я верю, что когда-то это будет, но это будет не скоро”, – заявил С.Иванов. “Объявлять сейчас конкретные сроки – это все равно, что вернуться в 60-е годы и объявлять, когда у нас будет построен коммунизм”, – добавил он. По его мнению, в России “на долгие годы” сохранится смешанная система комплектования вооруженных сил.

  Вывод: То, что наконец-то обозначены первые контуры военной реформы в части перехода армии на контрактную основу, в целом можно оценить позитивно. В то же время нет продвижения в решении вопроса о сроках перехода всех ВС на контрактную основу. Неизвестна судьба призывной системы, которая даже после перехода на полное комплектование ВС контрактниками будет предполагать срок призывной службы не менее года.
  Как мы уже писали, в условиях, когда по официальным данным только 11% молодых людей реально являются призывниками, а в таких городах как Москва этот показатель падает до 1-2%, непонятна целесообразность сохранения призыва.

  Что касается финансовой стороны вопроса, то в целом выделенных средств конечно недостаточно для создания полноценной боеспособной армии, однако в рамках нынешнего небольшого бюджета страны правительство сложно упрекнуть в недостаточном объеме средств, выделяемых на реформу.
  Из других проблем нужно отметить, что не сворачивается в должной мере огромная хозяйственная деятельность ВС, неэффективно используются гигантские активы, что порой заканчивается коррупцией. В целом нет уверенности, что использование финансовых ресурсов в сфере обороны стало в последние годы более эффективным и прозрачным.

  Очевидно, что России нужна профессиональная армия, которая была бы по-настоящему боеспособна и сильна духом. Что касается сторонников системы призыва, аргументирующих это дороговизной профессиональной армии, надо сказать, что нет ничего дороже, чем непрофессиональная армия. Цену этого мы видим на кладбищах и в количестве уклоняющихся от призыва.