Дальнейшие перспективы пенсионного реформирования в России

in Вестник РЭО №94, Население, Пенсионная реформа, Реформы

24 июля т.г. Президент В.Путин подписал указ об образовании общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений, сообщает “Интерфакс”. В указе говорится, что совет образован во исполнение ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (а именно, статьи 8).
  Указом определяется порядок формирования общественного совета. В положении об общественном совете, утвержденном указом, определяются основные функции общественного совета и его права, порядок избрания председателя общественного совета и его заместителей, полномочия председателя общественного совета, его заместителей и членов общественного совета, а также порядок принятия решений общественного совета. Организационно-техническое обеспечение работы совета возлагается на аппарат правительства.

  Пенсионная реформа остается одним из приоритетов российского правительства. Преобразования в сфере пенсионного обеспечения направлены на решение двух ключевых задач: обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы и повышение уровня жизни пенсионеров уже в краткосрочной перспективе. В долгосрочном плане нужно создание условий для нормальных выплат, когда вследствие демографической обстановки пенсионеры станут количественно преобладать над активной частью населения, и объем обязательств государства резко возрастет.

  В перспективе каждый пенсионер должен будет получать пенсию, состоящую из трех частей: базовой (одинаковой для всех), страховой (учитывающей трудовой вклад работника) и накопительной. Накопительная часть образуется из некоторой доли (в настоящее время – 2% от ФОТ) обязательных пенсионных отчислений.
  Определена следующая схема пенсионного обеспечения. Сначала все средства поступают в Пенсионный фонд РФ (ПФР). В настоящее время граждане уже получают извещения о состоянии их индивидуальных пенсионных счетов и предложение определить стратегию инвестирования из предлагаемого набора. Инвестирование осуществляют управляющие компании, отбираемые на основе конкурса. В случае, если гражданин не высказывает пожеланий по поводу размещения своих пенсионных средств, они поступают в распоряжение госагента – Внешэкономбанка (ВЭБ), осуществляющего их вложение в государственные ценные бумаги.

  В рамках законодательного оформления пенсионной реформы были приняты следующие нормативно-правовые акты: ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ”, “О негосударственных пенсионных фондах”.
  26 июня и 30 июня 2003 г. правительство приняло два постановления, определяющих критерии допуска компаний к доверительному управлению средствами пенсионных накоплений и определения спецдипозитариев.

  Вывод: Говоря о накопительной пенсионной системе в целом, следует отметить, что внедрение ее, безусловно, необходимо. Действительно, с ее введением в действие у граждан появляется возможность участвовать в управлении собственными пенсионными средствами.
  Однако правительство стремится внедрить эту систему в жизнь без окончательной проработки, и поэтому рассчитывать на успех нельзя. Прежде нужно довести ее особенности до каждого гражданина, чтобы ему было понятно, что будет происходить с его накоплениями и как ему поступать. Остановите любого человека на улице и спросите, что он знает об идущем пенсионном реформировании в стране и каково его мнение, и выяснится, что даже понимания происходящего сегодня в пенсионной сфере у населения нет, не говоря уже о том, смогут ли люди принять правильное решение о размещении своих средств.
  Очевидно, что российские пенсионеры хотят гарантированно получить заработанные своим трудом деньги. Однако все говорят о доходности от вложения пенсионных средств в те или иные инструменты. Но, если говорить объективно, то сегодня российским пенсионерам не нужна доходность в ущерб надежности, т.к. чем выше доходность, тем выше риск, соответственно, выше вероятность невозврата средств. Поэтому в вопросе распоряжения пенсионными накоплениями и, учитывая непрочность только создающейся новой пенсионной системы в России, важно в первую очередь гарантировать возврат средств людям. Таким образом, на первое место должна быть поставлена надежность и качество (первоклассность) используемых инструментов инвестирования, абсолютная безрисковость, а уже потом нужно учитывать доходность.
  В отношении принятых ограничений на направления инвестирования средств пенсионных накоплений следует отметить, что в условиях неразвитости и нестабильности российского фондового рынка, инвестировать в него пенсионные средства нельзя, так как это слишком рисковые вложения. При этом вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются законопроектом лишь 20%.
  На наш взгляд, за неимением прочных финансовых инструментов внутри страны, большую часть пенсионных резервов стоит вкладывать именно в государственных ценные бумаги иностранных государств, которые обладают высокой степенью надежности. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Пенсионные накопления относятся к инвестициям, обладающим наиболее высокой социальной важностью, соответственно, необходим минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг.
  И лишь когда экономика стабилизируется, капитализация фондового рынка достигнет серьезных размеров, а финансовая компетентность граждан – приемлемого уровня, можно будет ставить вопрос о передаче функций ПФР частным компаниям.
  Нужно подчеркнуть, что надежды на резкое стимулирование российского рынка капиталов за счет пенсионной реформы явно завышены. Напротив, может возникнуть дополнительный фактор нестабильности. К тому же, как можно допускать к управлению пенсионными накоплениями компании, размер собственных средств которых составляет менее $2 млн.? Также неясно, почему среди критериев на выбор управляющей компании не учитывается ее рейтинг и опыт работы на рынке.

  По нашему мнению, механизм управления пенсионными накоплениями должен быть абсолютно прозрачен и прост. Должен быть создан один орган, куда войдут представители ЦБ, Минфина, МЭРТ и несколько профессионалов с рынка ценных бумаг. Этот орган будет периодически, например, ежеквартально, формировать инвестиционный портфель, в котором до 80% средств направляется в государственные ценные бумаги иностранных государств (например, в казначейские облигации США), 5-10% накоплений – в крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета, в же российские ценные бумаги вложения не должны превышать 5-10%. Агентом по определению сумм пенсионных резервов и их размещению должен быть ПФР. Отметим, что выбор в качестве агента ВЭБа сомнителен. Было бы гораздо логичней, если бы госагентом по распоряжению пенсионными средствами стал Сбербанк или Внешторгбанк.
  В нынешних условиях ввод системы управления накопительной частью вполне может завершиться серьезными махинациями, потерей части пенсионных накоплений. При пассивной стратегии граждан все средства могут быть инвестированы в госбумаги России, что приведет к опасному увеличению внутреннего госдолга при повышении риска потерь таких инвестиций (вспомним 1998 г.).
  В целом же, жизнеспособность и эффективность создающейся пенсионной системы вызывают большие сомнения.