Организация альтернативной гражданской службы в России

in Вестник РЭО №94, Реформы

22 июля т.г. Президент РФ В.Путин подписал указ “Вопросы организации альтернативной гражданской службы” (АГС). В качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации АГС в документе определены Минтруда и Минобороны России, а также установлены функции федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных в направлении граждан для прохождения АГС в подведомственные им организации, сообщает пресс-служба главы государства. Указ вступает в силу с 01.01.2004 г.
  Напомним, что Госдума РФ приняла закон “Об АГС” 28 июня 2002 г.
  Согласно закону, право на замену призыва на АГС граждане имеют в том случае, если военная служба противоречит их убеждениям или вероисповеданию и если призывник относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

  Срок АГС в случае, если она будет проходить в гражданских учреждениях, будет превышать срок военной службы по призыву почти в два раза – 3,5 года. Если же гражданин будет проходить АГС в организациях вооруженных сил, срок альтернативной службы будет превышать срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составит 3 года.
  Для того, чтобы быть направленным на АГС гражданин будет обязан доказать призывной комиссии, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина на основании:

·      выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

·       анализа документов, представленных гражданином;

·       анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву АГС либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
  Законом закреплен экстерриториальный принцип прохождения АГС, то есть за пределами регионов, в которых призывники постоянно проживают. Заявление о желании заменить службу по призыву альтернативной призывник должен подать за полгода до начала призывной кампании.

  Вывод: Создание института АГС трудно признать оправданным. Институт АГС – это уход от профессиональной армии, и проблемы реформирования вооруженных сил он не решает.
  Вряд ли запуск АГС позволит привлечь в ряды вооруженных сил новых новобранцев, особенно учитывая процедуры, которые необходимо пройти призывникам, чтобы быть допущенным до АГС. Честно говоря, сложно представить себе каким образом призывник будет доказывать призывной комиссии то, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. И сможет ли он вообще это сделать и добиться понимания у призывной комиссии?
  Непонятно, почему АГС по срокам должна настолько превышать обычную военную службу по призыву? Почему в законе оставлен принцип экстерриториальности, в то время как после первого чтения был заложен принцип прохождения службы по месту постоянного жительства?
  Оценивая только эти моменты, складывается впечатление, что государство идет на любые уловки, лишь бы привлечь дармовую рабочую силу на более длительный срок с возможностью направления граждан куда угодно по стране. В целом же, запуск АГС никак не повлияет на повышение боеспособности нашей армии. Фактически создается лишь гигантское поле для коррупции.

  Уже долгое время складывается совершенно определенное впечатление, что служба в армии - нечто вроде рабства. Причем при менее опасном его варианте (“альтернативном”) срок рабства увеличивается чуть ли не в два раза. В то же время, известно, что нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах раб, которого принуждают чем-то заниматься, не был эффективным.
  Совершенно очевидно, что реформирование вооруженных сил должно сводиться к созданию профессиональной армии. Только добровольцы, получающие достойное финансовое и прочее содержание, могут составить боеспособные вооруженные силы.
  Внедрение же АГС и сохранение призыва это уход от решения проблемы реформирования вооруженных сил. Принятием таких мер никогда не удастся построить настоящую профессиональную армию, действительно боеспособную и сильную духом. Кроме того, трудно говорить о том, что результатом подобных шагов в реформировании станет повышение уровня защищенности и безопасности страны.
  Одним словом, нынешняя позиция государства в вопросе реформирования вооруженных сил лишена рациональности.