Основные параметры проекта федерального бюджета на 2004

in Вестник РЭО №95, Бюджет

26 августа т.г. Правительство РФ внесло проект федерального бюджета на 2004 г. в Госдуму, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  Доходы федерального бюджета, согласно уточненному проекту бюджета на 2004 г, запланированы на уровне 2742,85 млрд. руб. (17,9% ВВП), расходы – 2659,45 млрд. руб. (17,4% ВВП); профицит – 83,4 млрд. руб. (0,5% ВВП). Объем валового внутреннего продукта прогнозируется в объеме 15,3 трлн. руб.
  Инфляция запланирована в пределах 8-10%. Среднегодовой курс рубля по отношению к доллару – 31,7 руб. Среднегодовая цена нефти марки “Urals”, используемая при расчете расходов федерального бюджета, зафиксирована на уровне $20 долл. за баррель.

  В бюджете-2004 впервые будет сформирован стабилизационный фонд (на основе средств финансового резерва и профицита), в котором будут аккумулироваться доходы от экспорта нефти. Минфин РФ оценивает объем финансового резерва на конец 2003 г. в размере 180,9 млрд. руб. В 2004 г. объем фонда может составить, по оценкам министерства, 83,4-264,3 млрд. руб., в 2005 г. – 184,9-426,8 млрд. руб., и на конец 2006 г. может достичь 668,1 млрд. руб. Согласно расчетам Минфина, минимальный объем стабилизационного фонда на конец 2006 г. составит 311,3 млрд. руб.
  Министр финансов РФ А.Кудрин назвал стабилизационный фонд “фондом будущих поколений”, средства из которого пойдут на решение глобальных задач, в том числе демографических проблем и на пенсионную реформу, сообщает РИА “Новости”.

Основные параметры федерального бюджета ($ млрд.)

Среди приоритетов федерального бюджета будут образование, социальная политика, здравоохранение и национальная оборона и безопасность. Кроме того, прирост финансирования намечен по космической отрасли.

  Вывод: В целом, оценивая параметры проекта федерального бюджета-2004, можно отметить, что концептуальных отличий по сравнению с бюджетом текущего года у нынешнего проекта фактически нет. Конечно, следует отметить выделение в составе бюджета стабилизационного фонда, размеры которого прогнозируются на достаточно высоком уровне, однако принципы управления средствами фонда, которыми предлагает руководствоваться Минфин, на наш взгляд, неудовлетворительны. По объему бюджет вырос лишь на 13,4% в рублевом и на 20,6% в долларовом эквиваленте. В соотношении же к ВВП доходы бюджета снизились на 0,6 процентных пункта (с 18,5% до 17,9% ВВП), на столько же снизились и расходы бюджета (с 14,5% до 17,4% ВВП). Налоговые доходы в соотношении к ВВП по-прежнему снижаются (с 14,5% до 13,5% ВВП), что свидетельствует о недостаточной активности в проведении налогового реформирования в стране, а непроцентные расходы к ВВП практически не изменятся (15,5% против 15,8% ВВП, прогнозирующиеся по итогам 2003 г.).

  Размер федерального бюджета России по-прежнему остается смехотворным, что совершенно не соответствует статусу члена “большой восьмерки”. Как мы неоднократно писали, перед правительством должна быть поставлена задача удвоения (существенного увеличения) бюджета в долларовом выражении каждые два года независимо от конъюнктуры на нефть и другое сырье, приблизиться к чему в очередной раз не удалось. На нынешнем этапе федеральный бюджет России должен был бы составлять порядка $300 млрд.

  По мере прохождения в Госдуме бюджет не претерпит, на наш взгляд, существенных изменений. Серьезная дискуссия, вероятнее всего, ожидается быть по вопросу распределения финансовой помощи регионам, предусмотренной проектом бюджета-2004 в размере 810,617 млрд. руб. (30,5% от общих расходов).