Перспективы реформирования системы образования в России

in Вестник РЭО №95, Реформы

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 г., одобренной правительством 25 октября 2001 г., образование предполагается реформировать в два этапа:
  1) На первом этапе (2001-2003 гг.) предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего процесса реформирования различных сторон жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

  2) На втором этапе (2004-2005 гг.) предстоит в полном масштабе реализовать меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, внедрить новые модели содержания образования, его организации и финансирования. В ходе второго этапа будет проведено расширение ресурсного обеспечения образования, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней.
  3) В 2006-2010 гг. должны обозначиться первые результаты модернизации образования:

·     рост его ресурсообеспеченности;

·     реальное повышение качества общего и профессионального образования;

·     снижение социальной напряженности в обществе;

·     на основе повышения зарплаты работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, его омоложение;

·       повышение конкурентноспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате обновления материально-технической базы и адаптации к рынкам труда.

На наш взгляд, проблема реформы образования распадается на два основных направления:

1.     Реформа образовательного процесса;

2.     Реформа системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

В рамках первого направления проводится, в частности, апробация системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В соответствии с Концепцией, введение ЕГЭ предполагается осуществить летом 2004 г., а через 6 лет – 12-летнего среднего образования. Отсрочка с введением 12-летнего образования и ЕГЭ вызвана необходимостью подготовки и модернизации методической базы.
  В рамках второго направления близится запуск новой системы оплаты труда бюджетников (в рамках Концепции реформы системы оплаты труда работников бюджетной сферы), который предполагается осуществить одновременно с повышением зарплат бюджетников с 1 октября 2003 г. Напомним, что взамен прежней Единой тарифной сетки (ЕТС) для каждой отрасли вводятся отраслевые системы расчета окладов, которые в большей мере учитывают специфику профессий.
  Минтруда предполагает использовать деньги, выделенные на повышение зарплаты, так, чтобы не индексировать всем заработную плату на 33%, а распределять их по нормативам, то есть зарплата будет повышена с учетом отраслевой специфики.

  На данный момент 15 млн. россиян являются работниками бюджетной сферы, причем в основном в образовании, здравоохранении, культуре и искусстве, а также науке. Они получают зарплату в соответствии с ЕТС, утвержденной в августе 1992 г. и состоящей из 18 разрядов, низший из которых предусматривает зарплату в 450 руб. При этом ЕТС не учитывает специфику профессий. Минтруда планирует разработать разные тарифные сетки для отраслей, всего – от 16 до 40. Предлагаются три критерия определения величины оплаты труда: место работы, стаж и должность.
  Концепция реформы системы оплаты труда работников бюджетной сферы предполагает, что центр передает решение вопроса об уровне зарплаты в субъекты Федерации, устанавливая на общероссийском уровне лишь МРОТ и наделяя региональные и муниципальные власти правом вводить местные системы оплаты труда, исходя из их возможностей.

  Вывод: Логика реформы понятна. Если в школу поступают в 6 лет, то выпуск в 18 лет закономерен, при условии, что в последние 2 года идет настоящая специализация для подготовки к университету. Если же будет простое продление сроков пребывания в средней школе с многочисленными предметами, то игра не стоит свеч.
  Безусловно, правильна логика и единых экзаменов, при которых преподаватели не имеют отношения к выставлению оценок. Это инструмент борьбы с коррупцией и субъективностью. Правда, нет уверенности в том, что механизм реально заработает.
  Реформа образования предполагает обсуждение не только и не столько сроков обучения и экзаменов, сколько того, что, кто и как преподают в школах. Почему при хваленом качестве нашего образования все больше людей отправляют своих детей за границу?
  Реформа должна состоять в следующих элементах:

1.    Резкое повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация учителей, в результате которой 10-20% из них лишатся права преподавания;

2.     Борьба с коррупцией в учительской среде;

3.     Инвестиции в материальную базу образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т.д.);

4.     Совершенствование методов преподавания с учетом специализации в последние 2 года обучения, оценка учебников специалистами со стороны, радикальная реформа системы преподавания иностранных языков;

5.     Возвращение дисциплины в школу. Никто не задумывался, почему в самых престижных школах всегда есть школьная форма?

Мы не затрагиваем вопросы поступления в университет, так как это особая проблема, и коррупции там еще больше, чем в школе. При поступлении в вуз должны учитываться школьные результаты в 16 и 18 лет плюс дополнительные требования вуза.
  Таким образом, речь пока идет не о реформе образования, а об ее отдельных элементах. Этого явно недостаточно. Россия проигрывает в подготовке молодежи, и широта кругозора лучших ее учеников не компенсирует это. Снобизм образовательной элиты опасен. Слабая школа равнозначна слабому государству.

  Говоря о реформе системы оплаты труда бюджетников, очевидно, что ЕТС является неповоротливым инструментом регулирования системы оплаты труда и нуждается в замене. Отраслевые сетки могут частично решить проблему соответствия оплаты труда вкладу работника. Но критерии деления по разрядам внутри сеток вызывают вопросы. ЕТС пусть номинально, но учитывает квалификацию работника. Из новой системы данный фактор исключается, что неправомерно и приведет к снижению и без того слабой мотивации к повышению профессионального уровня.
  В целом же, новая система оплаты труда не решает основной проблемы российской системы образования – нехватки средств, благодаря которой работники этой сферы не получают должной компенсации за свой труд и отвечают на это плохой работой и повсеместной коррупцией.