Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. принята

in Вестник РЭО №96, ТЭК

5 сентября т.г. Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2020 г. По сообщению Департамента правительственной информации, соответствующее распоряжение подписал премьер-министр М.Касьянов. Сразу отметим, что по сравнению с одобренной правительством 22 мая т.г. стратегией никаких существенных изменений в документе не произошло. Напомним, что основная цель энергетической стратегии России – максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

  Энергетическая стратегия основывается на двух базовых вариантах социально-экономического развития страны – оптимистическом и умеренном. Согласно оптимистическому сценарию к 2020 г. ВВП увеличится в 3,3 раза по отношению к 2000 г. и по умеренному сценарию – в 2,5 раза. Согласно прогнозу, к 2020 г. показатель энергоемкости ВВП может снизиться в 2-2,5 раза.

  В частности, исходя из умеренного сценария, добыча нефти в России может составить 450 млн. тонн в год к 2010 г., а по оптимистическому сценарию – до 520 млн. тонн в год. Напомним, что в 2002 г. российскими компаниями было добыто 379 млн. тонн нефти. Объем переработки должен составить 200-210 млн. тонн в год к 2010 г. а к 2020 г. – 210-215 млн. тонн в год. В 2002 г. объем первичной переработки составил 183-184 млн. тонн.
  Экспорт российской нефти к 2020 г. может составить от 150 до 310 млн. тонн в год (в 2002 г. экспорт нефти превысил 180 млн. тонн). Согласно Энергетической стратегии, данные показатели будут зависеть от условий вовлечения в международный оборот запасов нефти Ближнего Востока и Северной Африки, а также от темпов и направлений развития мировой экономики, конъюнктуры цен на нефть, перспектив реализации ряда международных проектов (на шельфе Каспийского и Северного морей, в Мексиканском заливе и др.).

  Ожидается, что экспорт российских нефтепродуктов в рассматриваемой перспективе будет снижаться. К 2020 г. экспорт нефтепродуктов может составить от 30 до 50 млн. тонн против 75 млн. тонн в 2002 г. Это связано в первую очередь с низким качеством российских нефтепродуктов (прежде всего, автомобильного бензина и дизельного топлива) и высокой стоимостью их доставки на внешние рынки, а также со снижением экспортных ресурсов по ряду нефтепродуктов (в первую очередь, прямогонного бензина) в результате повышенного спроса на них на внутреннем рынке.
  Также определены основные направления экспорта нефти: северное и северо-западное направления с приоритетом БТС (пропускная способность – 50 млн. тонн в год). Кроме того, обозначена проработка маршрута по Кольскому полуострову. По европейскому направлению – это трубопровод “Дружба-Адрия” с мощностью порядка 15 млн. тонн в год. Черноморское направление отражено в Каспийском трубопроводном консорциуме с пропускной способностью до 60 млн. тонн в год. Кроме того, предполагается строительство трубопровода Ангарск-Находка (пропускная способность – до 50 млн. тонн в год) и ответвление на Дацин (КНР) с мощностью до 30 млн. тонн в год.

  Добыча природного и попутного газа, согласно Энергетической стратегии, составит в 2010 г. по умеренному сценарию 633 млрд. куб. м в год, а по оптимистическому – 665 млрд. куб. м. Стабильный объем добычи газа к 2020 г. может колебаться от 680 до 730 млрд. куб. м в год. Внутренние цены на газ до 2006 г. могут составить $35-39 за 1 тыс. куб. м, а на 2010 г. – в диапазоне $46-49 за 1 тыс. куб. м. Фактический объем экспорта газа в дальнее зарубежье в перспективе будет зависеть от размера текущего спроса, уровня цен и степени рисков, которые будут нести производители. В то же время растущий спрос и емкость рынка газа в странах Тихоокеанского региона делают актуальным более активное освоение газовой отраслью указанного рынка. В настоящее время основным рынком сбыта газа для России является Западная Европа. Помимо этого, в странах Центральной Европы российский газ занимает доминирующее положение. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка газа с проводимой либерализацией газового рынка Европы и с учетом перспектив формирования единого энергетического пространства российский экспорт газа в европейский регион может составить в 2020 г. 160-165 млрд. куб. м.
  Объем потребления энергоресурсов в России к 2020 г. вырастет на 40%. Производство электроэнергии увеличится в объеме от 30 до 50% – в 2010 г, планируется соответственно в размере 1015 млрд. кВт/ч и 1070 млрд. кВ/ч в год. К 2020 г. производство электроэнергии по умеренному сценарию достигнет 1215 млрд. кВт/ч, по оптимистическому – 1365 млрд. кВт/ч. Доля газа в объеме производства энергоресурсов снизится с 50 до 40%, а доля угля увеличится на 2%. К 2020 г. предполагается увеличить в РФ долю атомной энергетики в общей структуре мощностей с 15 до 19,5%.
  Объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс России в рамках Энергетической стратегии РФ до 2020 г. должен составить от $570 до 620 млрд. Основными источниками инвестиций будут собственные средства успешно функционирующих предприятий всех секторов экономики, а также заемные средства и государственные финансы по ряду проектов.

  Вывод: Оценивая принятую правительством Энергетическую стратегию, сложно говорить о качественном уровне принятого документа, несмотря на то, что ее разработка велась порядка трех лет. На наш взгляд, данная стратегия не практична и в реальности не окажет какого-либо значительного влияния на повышение эффективности развития российского ТЭКа и в целом экономики страны. Для выполнения поставленных правительством задач по снижению энергоемкости экономики, повышению эффективности использования энергоресурсов в стране, развития смежных по отношению к ТЭКу отраслей экономики (особенно перерабатывающих отраслей) одной стратегии недостаточно. Как мы писали, необходима четко сформулированная комплексная промышленная политика государства с гибким подходом к каждой отрасли промышленности.

  Без качественного структурного изменения экономики России невозможно добиться поставленных правительством целей по развитию несырьевых отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью и уменьшению зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Поэтому заявленные в Энергетической стратегии планы по уменьшению доли ТЭКа в ВВП России кажутся более чем призрачными, особенно при указанном уровне необходимых инвестиций в ТЭК. За счет чего будут активно развиваться перерабатывающие отрасли экономики, отрасли экономики с высокой добавленной стоимостью, когда значительная доля инвестиций будет по-прежнему направляться в ТЭК? Бесспорно, что отечественному ТЭКу для дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности на мировых рынках необходимы значительные инвестиции, однако нужно также проводить политику по стимулированию инвестиционной деятельности и в других отраслях экономики. Последнее еще раз доказывает необходимость более комплексного подхода к развитию российской промышленности.

  Следует обратить внимание и на планируемое менее значительное развитие нефтеперерабатывающей промышленности по сравнению с добычей (указанные темпы роста нефтепереработки в два раза меньше темпов добычи). Объяснения о бесперспективности дальнейшего развития отечественной нефтеперерабатывающей промышленности в связи с низким качеством продукции отрасли по сравнению с зарубежной, по нашему мнению, нерациональны. При заявленных в Энергетической стратегии объемах инвестиций в российский ТЭК вполне возможно было бы довести качество нефтепереработки до мировых стандартов, а тем более за такой срок (до 2020 г.). Как мы неоднократно писали, российским нефтегазовым компаниям не подходит роль лишь поставщиков невосполнимых углеводородных ресурсов и “сырьевых” конкурентов. Несмотря на приоритетность задач по улучшению финансовых показателей работы отечественных компаний ТЭК в основном за счет сырьевых рычагов, существует необходимость изменения стратегии развития нефтяных компаний на завоевание конкурентных преимуществ в мире и уменьшения зависимости от ценовой конъюнктуры на сырую нефть. Конечно, российские компании нефтяного сектора обладают значительно меньшей финансовой базой по сравнению с зарубежными гигантами, однако обладают уже достаточными ресурсами для перехода на более высокий уровень развития.

  Что касается проектов по повышению мощности и расширению направлений поставок российской нефти за рубеж (это позволит диверсифицировать нефтяные поставки), то данные планы можно оценить позитивно. Очевидно, что в условиях, когда большая часть экспорта ориентирована на Евросоюз, Россия не может гарантировать стабильность своих доходов. Действительно необходимо создание диверсифицированной транспортной инфраструктуры ТЭКа России.
  Анализируя механизмы, представленные в стратегии по снижению энергоемкости экономики, в целом можно сказать, что главная роль отводиться тарифному регулированию на продукцию естественных монополий. Однако стоит отметить, что для реализации поставленных целей по снижению энергоемкости только этого механизма недостаточно. В частности, создание механизмов стимулирования инвестирования предприятиями средств в современные энергосберегающие технологии могло бы принести значимый результат, но для этого необходимо проведение соответствующей государственной политики по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности российских предприятий.
  Таким образом, резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что эффективность реализации принятой Энергетической стратегии сомнительна.