Киотский протокол: на пути к ратификации

in Вестник РЭО №96, Россия и мир

5 сентября т.г. Минприроды внесло в правительство документы по ратификации Киотского протокола. По информации замминистра природных ресурсов И.Осокиной, после рассмотрения правительством документы будут переданы на обсуждение в Госдуму.
  Напомним, что в 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, после чего в 1997 г. подписан Киотский протокол, в соответствии с которым вводятся жесткие ограничения для стран на выброс в атмосферу углекислых газов, приводящих к образованию так называемого парникового эффекта. Согласно документу, государства которые подписали протокол, должны снизить выброс газов до уровня 1990 г. Если страна-участница сократит выбросы сверх заданного уровня, то она имеет право продавать свои квоты другим государствам. Таким образом, формируется глобальный рынок экологических услуг. Киотский протокол обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой ограничить в течение 5 лет выбросы парниковых газов на 5%. В настоящее время уже 186 стран приняли Рамочную конвенцию, однако лишь 110 стран ратифицировали непосредственно Киотский протокол. Для того чтобы протокол вступил в силу, необходимо согласие 55 стран-участниц, на которые в 1990 г. (данный год брался за основу при подписании протокола) приходилось 55% выбросов парниковых газов. На США приходится 34% выбросов, на Россию – 17%. После отказа в 2001 г. США ратифицировать договор, мотивированного ограничением возможностей для экономического подъема в стране, именно от России сейчас зависит возможность вступления его в законную силу.

  9 сентября т.г. в Москве прошла конференция “Киотский протокол: экономические последствия ратификации для России”. В работе конференции приняли участие представители российского правительства и Администрации президента, депутаты Госдумы, крупнейшие российские промышленники и предприниматели, послы государств стран большой восьмерки и ЕС, представители российских и международных экологических организаций, ученые и эксперты.

  По заявлению на конференции главы Росгидромета А.Бедрицкого, специалисты пока так и не пришли к единому мнению о влиянии антропогенных факторов на изменение климата. В тоже время, он отметил, что в последнее время наблюдаются глобальные изменения климатических процессов, и нужно предпринимать конкретные шаги для предотвращения дисбаланса экологической системы. По его сообщению, в настоящее время при обсуждении необходимости ратификации Киотского протокола общество разделилось на две группы: сторонники ратификации, которые обосновывают свою позицию высокими прибылями и притоком инвестиций в российское производство; противники же считают, что его ратификация приведет к потерям из-за необходимости снижать мощности энергоемких производств.

  По заявлению заместителя главы Минэкономразвития М.Циканова, ратификация Киотского протокола принесет России только “политические выгоды”, без ощутимого экономического эффекта. При этом М.Циканов отметил, что к 2008-2012 гг. избыток парниковых газов в России составит порядка 3 млрд. тонн в год, но продавать квоты “будет некому”. Потребность иностранных покупателей в квотах, по расчетам Минэкономразвития, не будет превышать 500-800 млн. тонн. По его словам, диапазон стоимости одной тонны “воздуха” может составлять от $4 до $150 за тонну, но в настоящее время ЕС готов предложить не более $4,5 за тонну.
  Евросоюз также не может сказать, какова будет прибыль России от торговли квотами в рамках Киотского протокола, о чем заявил на конференции замглавы представительства Евросоюза в России В.Пикет. Представитель Евросоюза также добавил, что ЕС готов содействовать последовательному выполнению Россией реализации условий Киотского протокола, и принял решение о безвозмездном выделении на эти цели 11 млн. евро.

  По информации же представителей Минэнерго, основываясь на проведенных российскими учеными исследований экономического эффекта от подписания Киотского протокола, при возможной цене квоты за тонну углекислого газа порядка $17 Россия до 2012 г. может заработать на продаже СО2 до $10 млрд. Как отметил замначальника управления экологии Минэнерго РФ О.Плужников, “если сейчас для реализации проектов по повышению энергоэффективности российской промышленности необходимо $2-3 млрд. в год, то очевидно, что значительную часть этих расходов можно было бы покрыть за счет продажи “экологических квот”.

  Кроме того отметим, что 23 июля т.г. при участии “Русала” и “Евразхолдинга” было учреждено некоммерческое партнерство “Национальное углеродное соглашение” (НУС). Целью партнерства является организация рынка социально ответственных, экологически направленных инвестиций, с целью повышения энергоэффективности, экологической безопасности и устойчивого развития участников партнерства и РФ в целом. НУС намерено получить статус саморегулируемой организации и определять правила торговли квотами на выброс парниковых газов. Также 29 августа т.г. совет директоров РАО “ЕЭС России” на заседании одобрил вступление в НУС. Кроме того, вступить в НУС планируют ряд других крупнейших компаний России: “Газпром”, Газпромбанк, группа МДМ и “СИБУР”, последний уже одобрил вступление в партнерство.

  Вывод: Активизацию органов власти и бизнес-сообщества в направлении обсуждения вопроса о целесообразности ратификации Россией Киотского протокола, на наш взгляд, следует оценить позитивно. Принятие данного документа позволит России принять участие в процессах, направленных на улучшение состояния атмосферы воизбежание наступления необратимых процессов изменения климата на планете, что будет способствовать укреплению имиджа страны на международной арене, а также позволит получить ряд экономических возможностей.
  Как отмечалось выше, в соответствии с протоколом, у каждой страны определены квоты на выброс углекислого газа. В случае если государство выбрасывает меньшее количество газа, чем определено квотой, у нее появляется возможность продажи излишка другой стране. Известно, что по сравнению с 1990 г. производственные мощности в России снизились примерно в два раза. Таким образом, у нас появляется реальная возможность использования незадействованных внутри страны квот, что должно принести казне существенную прибыль. В этом плане Россия обладает довольно значительным потенциалом по сравнению с рядом стран.

  Кроме того, следование принципам протокола позволит осуществлять проекты по модернизации российской экономики в направлении энергосбережения, эффективного использования природных ресурсов, а также оптимизации вредных выбросов в атмосферу.
  В целом стоит отметить, что ратификация Россией Киотского протокола необходима, и затягивать этот процесс не представляется целесообразным. Данный шаг соответствует экономическим и политическим интересам нашего государства.