Перспективы формирования Единого экономического пространства

in Вестник РЭО №97, ВТО

19 сентября т.г. Президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  Документ предполагает объединение таможенных территорий государств, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика с целью обеспечить “устойчивое развитие экономик на базе общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов и правил Всемирной торговой организации”.

  Единое экономическое пространство формируется постепенно путем повышения уровня интеграции через синхронизацию осуществляемых государствами преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям.
  Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан будут согласовывать позиции при проведении переговоров по присоединению к ВТО стран, входящих в Единое экономическое пространство.

  Вместе с тем в соглашении оговаривается право каждого участника нынешнего соглашения “определять свое участие в процессе формирования ЕЭП с учетом готовности своих государств к дальнейшему углубления интеграционных процессов”. “ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции”, – подчеркивается в документе.
  Главы государств, участвующих в соглашении о формировании ЕЭП, пригласили присоединиться к нему и другие “страны, разделяющие его цели и принципы”.
  Одновременно президенты четырех стран одобрили концепцию мер по формированию ЕЭП. Координация усилий по формированию Единого экономического пространства будет осуществляться “соответствующими органами, структуры которых формируются с учетом уровня интеграции”. “Эти органы создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего”, – отмечается в документе.

  Осуществление координации и управления формированием и функционированием ЕЭП на межгосударственном уровне обеспечивается Советом глав государств-участников соглашения.
  Стороны также решили учредить единый регулирующий орган ЕЭП – Комиссию, которой они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Решения этого органа будут обязательными для выполнения всеми сторонами. Количество голосов каждой из сторон в этом органе определяется уровнем ее экономического потенциала. Комиссия начнет свое функционирование с момента введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции (в зависимости от того, что вводится раньше). Финансирование органов ЕЭП осуществляется за счет долевых взносов государств-участников пропорционально числу голосов государств-участников в едином регулирующем органе.

  Как отмечается в концепции, Единое экономическое пространство будет открыто для присоединения к нему других государств при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках ЕЭП. Любое государство-участник имеет право выхода из Единого экономического пространства, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.
  Напомним, что идея создания ЕЭП впервые прозвучала в феврале т.г. на четырехсторонней встрече президентов России, Белоруссии, Украины и Казахстана, после чего на уровне правительств в середине августа был подготовлен необходимый пакет документов: соглашение, концепцию и комплекс мер по созданию ЕЭП. Реализовать заложенные в документах принципы свободного передвижения товаров (услуг), капитала и рабочей силы предполагается в течение 5-7 лет.

  Вывод: На наш взгляд, однозначно оценить создание ЕЭП довольно сложно. С одной стороны, формирование единого экономического пространства можно оценивать позитивно, так как данная интеграция позволит более комплексно и эффективно развиваться экономике стран СНГ, восстановить отчасти утраченные народнохозяйственные связи. С другой же стороны, очевидно, что экономики стран “четверки” довольно существенно отличаются (Россия и Казахстан – страны-экспортеры, Украина и Белоруссия – страны-импортеры, обладающие также транзитными функциями), различны и политические системы в странах-участниках, таким образом, эффективность создающейся организации будет напрямую зависеть от эффективности наднационального органа, призванного сглаживать противоречия. В то же время, учитывая множество спорных вопросов, которые возникали в процессе подготовки (в частности, со стороны Украины, поставившей основной своей целью евроатлантическую интеграцию) и подписания (Президент Белоруссии сразу после подписания документов выразил сомнения относительно их будущего) необходимого комплекта документов, сложно говорить об успешности функционирования таких наднациональных органов.
  Кроме того, возникает вопрос, для чего нужно создавать новую организацию (ЕЭП), затрачивать годы (5-7 лет в лучшем случае, в целом же сроки создания ЕЭП размыты) на отладку взаимодействия и процедурные моменты, если уже существует и развивается примерно аналогичная структура Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) с приблизительно теми же целями существования и составом стран?

  Напомним, что ЕврАзЭС была создана в 2001 г. по инициативе Казахстана на базе Таможенного союза. В рамках ЕврАзЭС действует режим свободной торговли, то есть отсутствуют ввозные пошлины, квоты и лицензии во взаимной торговле. В состав ЕврАзЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, а Молдавия и Украина обладают статусом стран-наблюдателей.

  ЕврАзЭС прошла стадию создания, и в рамках организации уже активно реализуются различные проекты. В частности, реализован и 18 августа т.г. запущен, возможно, крупнейший энергетический проект за весь постсоветский период в рамках сотрудничества ЕврАзЭС: Россия (в лице РАО “ЕЭС России”) начала импортировать (дешевую) электроэнергию из Таджикистана транзитом через Узбекистан и Казахстан. Данный проект осуществлен в рамках программы формирования единого энергетического пространства на пути создания единого экономического пространства между государствами ЕврАзЭС. Реализацию аналогичного проекта с экспортом электроэнергии уже из Киргизии планируется завершить в ближайшие месяцы.
  В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, идея эффективной реализации ЕЭП довольно призрачна.