Введение спецсчетов для уплаты НДС

in Вестник РЭО №99, Налоги

2 октября т.г. Правительство РФ в целом одобрило предложения Минфина и МНС по улучшению администрирования НДС путем перехода с 1 июля 2004 г. на его уплату через специальные НДС-счета и с 1 июля 2005 г. – на обязательное предоставление в налоговые органы электронных счетов-фактур по сделкам, сообщает “ИНТЕРФАКС-АФИ”.
  Кроме того, правительство в целом одобрило комплекс встречных мер, упрощающих возмещение НДС экспортерам. С 1 января 2005 г. планируется ускорить возврат НДС по экспорту, фактически перейдя от разрешительного к уведомительному порядку. Сейчас налоговые органы могут рассматривать документы на возврат НДС по экспорту в течение 180 дней. Также с 2005 г. планируется ускорить возврат НДС по капитальному строительству по схеме “месяц в месяц”, в то время как сейчас НДС возмещается после сдачи объекта в эксплуатацию. К тому же, предлагается отменить взимание НДС с авансов по экспортным поставкам.

  Механизм спецсчетов для расчетов по НДС (НДС-счетов) призван сконцентрировать денежные средства, которые имеют отношение к этому налогу, на специальных счетах в коммерческих банках. Налогоплательщики НДС (все без исключения организации и индивидуальных предприниматели) обязаны открыть как минимум один НДС-счет в одном из банков, где у них имеется расчетный счет. “Таким образом, НДС-деньги в экономике “окрашиваются” ... и вращаются исключительно в системе НДС-счетов. Эти средства могут расходоваться в двух направлениях – поступать на НДС-счет контрагента или в федеральный бюджет, возврат с НДС-счета на расчетный счет предприятия не предполагается”, – сказал руководитель департамента налоговой политики МНС Т.Карасева. Подобная система действует только в Болгарии, однако предложенное российским налогоплательщикам нововведение существенно от нее отличается. Предусматривается возможность пополнения НДС-счета с расчетного счета налогоплательщика, а забрать деньги с НДС-счета можно только в случае ликвидации налогоплательщика – тогда средства вернутся на его расчетный счет. При этом право на вычет по НДС будет возможно реализовать только по суммам, которые пройдут через НДС-счета, а расчеты векселями или наличными становятся практически невозможными.

  С 1 июля 2005 г. планируется внедрить новую систему, позволяющую налоговым органам осуществлять оперативный контроль за правильностью начисления НДС. Для этого предполагается обязать налогоплательщиков направлять полученные и выписанные счета-фактуры по сделкам за месяц в электронном виде в налоговые органы. “Счета-фактуры продавца и покупателя по одной сделке одинаковы и в системе должны “встретиться”, если они совпадают – сделка нормальная. Те счета-фактуры, которые “не встретились”, являются основанием для проверки налоговых органов”, – заявила Т.Карасева. В настоящее время, по ее словам, налоговые органы получают ежемесячно от одного юрлица 380 листов документов в бумажном виде и не имеют физической возможности для детального анализа счетов-фактур для проверки правильности начисления НДС.

  По оценке первого замминистра финансов РФ С.Шаталова, предлагаемые две меры по ужесточению администрирования НДС – спецсчета и оперативный контроль на уровне счетов-фактур позволят с 2005 г. пополнять бюджет на 100-150 млрд. руб. в год.
  По заявлениям представителей правительства, необходимость в дополнительных мерах по улучшению сбора НДС связана со значительными масштабами минимизации платежей этого налога. При этом основным механизмом минимизации платежей НДС является использование фирм-однодневок. “Размер применения схем по НДС привел к тому, что мы можем говорить о проблеме экономической безопасности государства”, – заявила Т.Карасева. По словам С.Шаталова, потери бюджета от такой оптимизации платежей по НДС составляют от 100 млрд. до 300 млрд. руб. Несмотря на то, что уровень собираемости налогов растет, объем налоговых вычетов опережает прирост налогов. Так, по данным МНС, в 2003 г. уплачивается 90-95% начисленных налогов по сравнению с 60% от объема начисленных налогов в 2002 г. Между тем по итогам 8 месяцев 2003 г. к аналогичному периоду 2002 г. сумма начислений НДС увеличилась на 20%, в то время как объем вычетов возрос на 43,6%, в том числе вычеты по экспортным операциям – на 53,6%.

  “Таким образом, прослеживается четкая тенденция: вычеты растут быстрее начислений, и можно предположить, что когда-то начисления налогов и вычеты просто сравнялись бы”, – подчеркнула Т.Карасева.
  По итогам заседания правительство поручило Минэкономразвития, Минфину и МНС оценить эффект от планируемых мер по улучшению администрирования НДС и, в частности, их влияние на отдельные категории налогоплательщиков и отрасли экономики. Правительство, в частности, опасается, что новый механизм администрирования НДС повлечет за собой отвлечение оборотных средств налогоплательщиков на НДС-счета, а также рост их издержек, поскольку они будут вынуждены платить банкам за открытие и ведение НДС-счетов и наращивать расходы на содержание финансовых служб. С другой стороны, рост издержек налогоплательщиков, в том числе бывших недобросовестными до введения дополнительных мер по сбору НДС, в итоге может быть переложен на конечного потребителя, что может вызвать рост потребительских цен. “По всем этим вопросам правительство решило разобраться до 1 декабря, и к 1 декабря будут подготовлены окончательные версии поправок в главу Налогового кодекса об НДС и другие законопроекты – поправки в Гражданский кодекс, в закон о несостоятельности, банковское законодательство”, – заявила Т.Карасева. После получения этих материалов правительство намерено вновь вернуться к обсуждению этих вопросов на одном из своих заседаний.

  Вывод: Одобренные на заседании правительства инициативы в области улучшения администрирования НДС в целом можно охарактеризовать только положительно. Наконец-то правительство продемонстрировало желание деятельности в этом направлении. Мы неоднократно писали о том, что необходимо кардинально улучшать в целом налоговое администрирование по стране, в частности, по НДС. При этом делали акцент на том, что в случае с НДС улучшение администрирования налога важнее даже, чем снижение налоговой ставки (при условии снижения ЕСН и налога на прибыль).

  Значение НДС трудно переоценить – это бюджетообразующий налог для федерального бюджета. В частности, в 2002 г. доля НДС в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета составила 46,3%, в 2003 г. – ожидается на уровне 63%. Поэтому деятельность по повышению уровня собираемости данного налога, снижению возможностей для использования серых схем (регулирование кругооборота счетов-фактур, проверка обоснованности права на вычет по НДС) необходима. В то же время, безусловно, нужно оценить, насколько нововведения повлияют на процесс управления денежными средствами каждого предприятия, поэтому работу в этом направлении заинтересованным министерствам и ведомствам нужно продолжить.