Налоговые поступления за 9 месяцев 2003 г.

in Вестник РЭО №99, Налоги

Согласно данным Минфина РФ о предварительной оценке исполнения федерального бюджета в январе-сентябре, МНС РФ за 9 месяцев 2003 г. мобилизовало в федеральный бюджет доходов в размере 1231,8 млрд. руб., что на 14,2% превышает значение аналогичного периода 2002 г.

В том числе поступления Единого социального налога (ЕСН), направляемого в бюджет Пенсионного фонда России на выплату базовой части трудовой пенсии, в январе-сентябре составили 261,0 млрд. руб., что на 2,5% меньше установленных назначений по сбору. Без учета ЕСН в январе-сентябре перечислено в бюджет 970,9 млрд. руб. (перевыполнение по сбору доходов общего покрытия составило 3,7%).

В сентябре МНС перечислило в федеральный бюджет 136,3 млрд. руб., перевыполнив задание на 2,4% (на 8,4% больше, чем в сентябре 2002 г.). В том числе поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составили 29,0 млрд. руб., что больше прогнозируемого уровня на 3% (на 16,9% больше, чем в сентябре 2002 г.). Поступления налогов общего покрытия без учета ЕСН составили в сентябре 107,3 млрд. руб. (перевыполнение – 2,3%).

  В целом же доходы федерального бюджета РФ по предварительной оценке составили за 9 месяцев 1893,6 млрд. руб., что превышает задание на 7,6%. В процентном отношении к объему ВВП доходы за январь-сентябрь составили 19,6%, что на 0,4 процентного пункта ВВП ниже доходов января-сентября 2002 года (20,0%).

  Вывод: Таким образом, за 9 месяцев т.г. МНС РФ обеспечило 102,3% бюджетных назначений по доходам за исследуемый период.
  В то же время, следует отметить, что прогнозную собираемость ЕСН в федеральный бюджет за январь-сентябрь обеспечить не удалось. Несмотря на то, что по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. сборы по ЕСН выросли на 3,6% (что, бесспорно, позитивно, так как если оценивать поквартально с начала т.г., то уровень сборов по ЕСН не достигал даже уровня 2002 г.), недобор в соответствии с утвержденным графиком поступлений по данному налогу на январь-сентябрь 2003 г. составил 2,5%. В целом, это можно объяснить, с одной стороны, постепенным переходом предприятий малого бизнеса на упрощенную и вмененную системы налогообложения, при которых ЕСН не выплачивается, с другой же стороны, появлением новых законных схем ухода от уплаты данного налога.

  Динамика сбора ЕСН в очередной раз свидетельствует о том, что с точки зрения приоритетов в налоговом реформировании необходимо снижать в первую очередь ставки по ЕСН (что планируется начать лишь с 1 января 2005 г.) до уровня, когда невыгодно скрывать зарплату. Акцент на снижении ЕСН позволил бы увеличить сборы не только самого ЕСН, но и налога на доходы физических лиц в результате большей легализации заработной платы. В настоящее время, очевидно, что нынешний уровень ЕСН (35,6%) слишком высок.

  Правительству следует стремится к проведению политики более существенной налоговой либерализации (что обеспечит больший доход за счет расширения налогооблагаемой базы) в соотнесении с приоритетами в налоговом реформировании и оценкой стоимости и эффективности сбора каждого налога, улучшением налогового администрирования. На наш взгляд, следование именно этим принципам позволит достичь максимального эффекта в налоговом реформировании и способствует построению действительно эффективной налоговой системы в государстве.