Абсурдность сложившейся ситуации вокруг ОСАГО

in Вестник РЭО №101, Законы

Принятый Госдумой РФ в третьем чтении закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО) был подписан Президентом РФ 25 апреля 2002 г. Закон вступил в силу с 1 июля 2003 г., а с 1 января 2004 г. предполагается взимание штрафов с автовладельцев в случае отсутствия у них полиса ОСАГО.
  7 мая т.г. Правительство РФ приняло два постановления (№263 и №264), вступившие в силу 1 июля и конкретизирующие положения вышеуказанного закона в части правил ОСАГО, страховых тарифов, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии. Страховые тарифы устанавливаются дифференцировано, с учетом ряда специальных поправочных коэффициентов.

  7 октября т.г. на совместной пресс-конференции Российского союза страховщиков и Главного управления ГИБДД РФ, подводя итоги работы системы ОСАГО за первые два с половиной месяца, руководитель РСА Е.Кургин отметил, что в настоящий момент страховые полисы приобрели около 3 млн. российских автовладельцев (порядка 8-10% от их общего числа). РСА объединяет 163 страховые компании, которые осуществляют 90% всех операций по автострахованию в России. По информации Управления по связям с общественностью РСА, несмотря на требование закона, предусматривающее осуществление компенсационных выплат, начиная с 1 июля 2004 г, Союз заранее приступил к формированию фондов таких выплат, которые должны, производиться в следующих случаях:

1)   Если виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места ДТП или неизвестен;

2)    Если у виновника ДТП отсутствует страховка;

3)     Если страховщик оказался банкротом.

14 октября Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о переносе сроков вступления в силу закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” на один год, то есть с 1 июля 2004 г. Иными словами, спустя 3,5 месяца после фактического введения в действие Федерального закона, Государственная Дума принимает решение о переносе срока его вступления в силу. Уже на следующий день в появляются сообщения о приостановлении работы по ОСАГО некоторыми страховыми компаниями. По словам первого замгендиректора страховой компании “Оранта” Е.Плыгунова, “это сеет панику и неразбериху. Более того, уже имеют место случаи попытки вернуть полисы ОСАГО и получить деньги”. Первый замгендиректора группы “АльфаСтрахование ” В.Сорокин считает, что принятое депутатами решение носит “популистский и демагогический характер”.
  Министр финансов РФ А.Кудрин охарактеризовал принятый законопроект как “самый радикальный вариант”, он также считает, что “правительству не надо ничего делать” и выразил уверенность в неизбежности принятия Госдумой другого, более взвешенного решения. Кроме того, закон нарушает права нескольких миллионов человек.

  В то же время, как заявил глава Совета Федерации РФ С.Миронов, даже в случае поступления в этом виде законопроекта в верхнюю палату парламента последняя его отклонит с созданием согласительной комиссии, сообщает “Интерфакс-АФИ”.
  РСА, выразив недоумение по поводу переноса вступления в силу уже действующего закона, обратил внимание автовладельцев на то, что закон об ОСАГО действует в полном объеме и без ограничений, поскольку некоторые СМИ поторопились оповестить население о переносе срока действия закона. Пока законопроект принят Госдумой только в первом чтении. РСА также рекомендовал страховым компаниям-членам Союза усилить разъяснительную работу в этом направлении и продолжать безукоризненно выполнять взятые на себя обязательства по страховой защите граждан.

  Вывод: На наш взгляд, не иначе как популистским принятие Госдумой РФ решения о переносе срока вступления в силу закона об ОСАГО, назвать нельзя. Данный шаг вносит смуту в ряды основной массы автовладельцев и автостраховщиков, приводя и тех, и других в состояние замешательства.
  Действующий закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” достаточно хорошо проработан. Постепенно начался переход к цивилизованной системе автострахования ответственности, применяемой во всем мире, и объективных факторов, откладывающих ее развитие на более поздний срок, нет.

  Ситуация осложняется еще и тем, что в соответствии с действующим законом об ОСАГО, в случае отсутствия у автовладельца полиса обязательного страхования ответственности, начиная с 1 января 2004 г., будет взиматься штраф. Напомним, что по состоянию на октябрь 2003 г. всего около 10% автовладельцев застраховали свою ответственность. Следовательно, если до конца т.г. остальные 90% автовладельцев не приобретут полисы обязательного автострахования, то они будут подвергаться штрафным санкциям. Очевидно, что приобретать полисы в условиях полной неразберихи вокруг законодательства об ОСАГО в настоящий момент автовладельцы не будут.
  Таким образом, здравому осмыслению сложившаяся ситуация не поддается и не способствует развитию цивилизованной системы автострахования в России.