Законодательное оформление деятельности саморегулируемых организаций в России

in Вестник РЭО №101, Законы

14 октября т.г. Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект “О саморегулируемых организациях”, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  Законопроект определяет правовой статус СРО, предметы саморегулирования, порядок взаимодействия участников СРО с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, права и обязанности участников СРО, порядок их реорганизации и ведения реестра таких организаций.
  Согласно проекту закона, под саморегулированием “понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением”.

  Саморегулируемыми организациями в законопроекте признаются негосударственные некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров или субъекты одного вида профессиональной деятельности.

  Законопроект содержит требования, при которых организация признается саморегулируемой, а также перечисляет функции, права и обязанности таких организаций. В законопроекте отмечены также ограничения, накладываемые на саморегулируемую организацию и ее сотрудников.
  Кроме того, предусматриваются формы контроля СРО за выполнением ее участниками в ходе осуществления имиджа предпринимательской (профессиональной) деятельности требований российского законодательства и установленных СРО правил и стандартов.
  Законопроект предусматривает ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций. Порядок ведения реестра устанавливает правительство РФ, которое также определяет орган, ответственный за ведение реестра. Ведение реестров предусмотрено как на бумажных, так и электронных носителях.

  Как заявил один из авторов законопроекта депутат А.Беляков, проект документа базируется на таких основных принципах, как добровольное объединение субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации и последовательная активизация процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.

  Правительство возражало против принятия законопроекта, считая, что предлагаемая им концепция означает “существенное ограничение” полномочий регулирующих органов по выполнению контрольной и надзорной функций, а также создает условия для ведения саморегулируемой организацией собственной предпринимательской деятельности, что не соответствует целям деятельности таких организаций. По мнению правительства, “фактически законопроектом предлагается наделить саморегулируемые организации функциями ряда органов исполнительной власти”.

  Вывод: Саму по себе идею принятия закона о СРО, безусловно, можно оценивать позитивно. Концепция закона в целом укладывается в рамки проводимой административной реформы по снижению излишнего государственного влияния на экономику, освобождению от избыточных регулятивных функций, снижению коррупционных факторов. В случае вступления закона в силу можно рассчитывать на то, что государство лишится части надзорных полномочий в тех вопросах, где с этими функциями успешно могут справляться профессиональные объединения. В результате возрастет и роль СРО в целом, что также будет свидетельствовать о желании государства взаимодействовать с профобъединениями и снять с себя часть функций госрегулирования.

  Важно в рамках закона провести разграничение полномочий между регулирующими органами и СРО. Функции лицензирования, особенно в области бухгалтерского учета и аудита, на наш взгляд, целесообразно оставить за соответствующими госорганами. На уровень же саморегулируемых организаций – передать профессиональное обучение и аттестацию специалистов. Соответственно, каждое профобъединение в своей отрасли обязано будет разрабатывать и внедрять единые стандарты деятельности участников и принципы межорганизационного взаимодействия.