Анализ структуры государственного долга России в I полугодии 2003 г.

in Вестник РЭО №102, Госдолг

В I полугодии 2003 г. внешний долг РФ вырос на $7 млрд. до $159,1 млрд., сообщает “Интерфакс-АФИ” со ссылкой на данные Центрального Банка РФ. Публикация Банком России статистической информации, касающейся внешней задолженности, осуществляется в соответствии со Специальным стандартом МВФ по распространению данных (ССРД), который предусматривает разделение совокупного долга страны на четыре части:
  o        Долг органов государственного управления;
  o        Долг органов денежно-кредитного регулирования;
  o        Долг банковской системы (без участия в капитале);
  o        Нефинансовые предприятия (без участия в капитале).
  Структура государственного внешнего долга РФ представлена на диаграмме 1:

В I полугодии 2003 г. долг органов государственного управления сократился на 2,7% и составил $94,2 млрд., причем наибольшая задолженность по-прежнему приходится на обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов – $41 млрд. и по ценным бумагам в иностранной валюте – $24,1млрд.
  Выделенная в качестве отдельной составляющей задолженность органов денежно-кредитного регулирования за рассматриваемый период не изменилась и составила $7,3 млрд.

  Обязательства банковской системы возросли с начала года на 19%. Преобладающие в структуре этого долга кредиты, а также текущие счета и депозиты увеличились на 35% и 18% соответственно, в то время как менее значимые долговые ценные бумаги и прочая задолженность, сократились. В абсолютном выражении сумма долга достигла $17,1 млрд.

  Долги нефинансовых предприятий, доля которых в совокупной сумме внешних обязательств государства составляет 26% (см. диаграмму), росли самыми быстрыми темпами – 21% с начала т.г. Абсолютная сумма увеличилась на $7 млрд. и составила $40,1 млрд.
  Таким образом, государственный внешний долг России, рассчитываемый, скорее, как долг экономики, несколько изменяет свою структуру в пользу увеличения частных обязательств.

  Государственный внутренний долг России в соответствии с методологией, применяемой Минфином РФ, по состоянию на 01.10.2003 г. составил 682,154 млрд. руб., что на 4% больше, чем по состоянию на 01.01.2003 г.

В его структуре произошли весьма заметные изменения, которые коснулись, прежде всего, облигаций с постоянным купонным доходом и амортизацией долга. Так, если ОФЗ-ПД на начало т.г. составляли 53% всей секьюритизированной внутренней задолженности, то к 1 октября их доля сократилась до 7%. Прямо противоположная ситуация произошла с ОФЗ-АД, доля которой возросла с начала года на 48% и достигла 54% совокупного внутреннего долга. Доли ОФЗ-ПК, ОГНЗ и ОФЗ-ФК не изменились с начала года и составляют в настоящее время 4%, 2% и 32% соответственно. Стоит также отметить уменьшение и без того невысокой доли ГКО с 3% до 1%.

  Вывод: Увеличение совокупного государственного внешнего долга России происходит за счет интенсивных внешних заимствований частного сектора. Происходящее сокращение доли долга органов государственного управления производится в рамках принятой государственной политики в области управления долгом и вызвано необходимостью безусловного выполнения принятых на себя обязательств. Происходит частичное рефинансирование внешнего долга за счет внутренних займов, что еще до недавнего времени было следствием более высокой стоимости привлечения капитала на внешних рынках. Однако, присвоение России рейтинговым агентством “Moody’s” инвестиционного рейтинга, безусловно, должно несколько изменить эту ситуацию в пользу большей привлекательности, с точки зрения цены капитала, внешнего рынка государственных займов. Поэтому в среднесрочном периоде следует ожидать дальнейшее увеличение внешних заимствований со стороны частного сектора. Относительно перехода к рефинансированию внешних обязательств за счет внешних же займов со стороны Правительства РФ, нельзя сказать ничего определенного, поскольку министр финансов РФ А.Кудрин неоднократно заявлял, что правительства не намерено менять свою политику в области государственных внешних займов в связи с присвоением России инвестиционного рейтинга. Однако если государство не будет пользоваться тем, что экономически более целесообразно, вряд ли можно будет говорить об эффективности проводимой долговой политики.

  Действия в области государственных внутренних заимствований в I полугодии 2003 г. в целом отвечали требованиям среднесрочной долговой политики. Продолжался умеренный рост накопленных обязательств с изменением некоторых элементов структуры. ОФЗ-ПД, которые в течение долгого времени были преобладающим элементом задолженности к 1 октября 2003 г. фактически оказались заменены на ОФЗ-АД. Такая ситуация свидетельствует о попытках Минфина разработать привлекательные для инвесторов долговые инструменты. Следует признать, что ОФЗ-АД действительно оказались самыми популярными государственными ценными бумагами в 2003 г. На это указывает один лишь тот факт, что за неполный год они стали преобладающим инструментом в портфеле обязательств правительства. Однако, набор внутренних ценных бумаг государства остается негибким, низка доля бумаг с переменным купонным доходом, отсутствует привязка к инфляции.