Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) в РФ в январе-сентябре 2003 г.

in Вестник РЭО №102, Экономика

По данным Госкомстата РФ, оборот розничной торговли по итогам 9 месяцев 2003 г. в товарной массе вырос на 8,2% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. и составил 3193,1 млрд. руб. ($103,37 млрд.). Отметим, что темпы роста объема розничной торговли несколько снизились по сравнению с прошлогодними в соответствующем периоде (за 9 месяцев 2002 г. темпы – 9,1% к уровню 9 месяцев 2001 г.). В августе т.г. оборот розничной торговли составил 379,0 млрд. руб., что в товарной массе на 6,1% превышает значение показателя в соответствующем периоде 2002 г. (в июне 2002 г. – на 7,8%).

По итогам 9 месяцев 2003 г. по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. отношение объема розничной торговли к ВВП снизилось с 33,9% до 32,7% (объем ВВП, по предварительным данным Минфина РФ, за 9 месяцев т.г. составил 9681 млрд. руб. или $316,27 млрд.). Также стоит отметить, что реальные располагаемые денежные доходы населения выросли за 9 месяцев т.г., по предварительным данным Госкомстата, на 13,3% к соответствующему периоду 2002 г., а за 9 месяцев 2002 г. – на 9,6%.

В структуре оборота розничной торговли за 9 месяцев 2003 г. по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. наблюдается некоторое сокращение доли продовольственных товаров. Так, доля продовольственных товаров составила 47% (за 9 месяцев 2002 г. – 46%), а непродовольственных – 53% (54%). В августе т.г. доля продовольственных товаров составила 46% (в июне 2002 г. – 46%), а непродовольственных – 54% (54%). За 9 месяцев 2003 г. оборот розничной торговли продовольственных товаров составил 1393,1 млрд. руб., что на 16% превышает значение за 9 месяцев 2002 г. Оборот непродовольственных товаров увеличился на 17% и составил 1098,7 млрд. руб.

  Кроме того, в августе 2003 г. оборот розничной торговли на 76% формировался торгующими организациями, доля рынков составила 24% (в сентябре 2002 г. – соответственно 75,4% и 24,6%).

  Вывод: Основными факторами, положительно влияющими на текущие темпы роста розничной торговли, являются рост инвестиций в данный сектор и повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения.
  Следует однако отметить, что предприятия розничной торговли по-прежнему несут существенные издержки по преодолению административных барьеров, особенно это актуально для малого предпринимательства. Очевидно, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов государственного регулирования, основанных исключительно на экономических принципах и законах.

  Развитие потребительского рынка в России способно оказать значительное влияние на дальнейший экономический рост, так как окажет положительное катализирующее воздействие на смежные отрасли экономики. Субъекты экономики России, ориентированные в настоящее время на внутренний потребительский рынок, являются одними из наиболее перспективных в среднесрочном и долгосрочном плане. Подтверждением данного высказывания может служить массовый приход на российский потребительский рынок крупных зарубежных компаний, которые проводят активную инвестиционную политику и внедряют на розничном рынке страны современные технологии. Причем активность данных процессов в настоящее время усиливается.