Международно-правовые противоречия в новом Таможенном кодексе РФ

in Вестник РЭО №102, Внешняя торговля

Система соглашений ГАТТ/ВТО
  Хотя Российская Федерация пока не является членом ВТО и формально соглашения, принятые в рамках данной организации, для России не носят обязательного характера, представляется, что Россия должна максимально стремиться придерживаться норм и правил ВТО как страна, подавшая заявку о вступлении в эту организацию.
  Вместе с тем в новом Таможенном кодексе имеются многочисленные противоречия нормам содержащимся в соглашениях ГАТТ/ВТО:
  1. Так, глава 38 Кодекса, посвященная вопросам таможенной защиты прав интеллектуальной собственности, противоречит Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС):
  1) принцип универсальности такой защиты подменен в российском Кодексе выборочным подходом, а именно право на защиту обусловлено включением правообладателя в ведомственный реестр (статья 395), который ведется ГТК России (а не патентным ведомством, как это принято во всем мире);
  2) принятие решения о защите интеллектуальной собственности Кодексом фактически передано на усмотрение “начальника таможенного органа или лица его замещающего” (статья 397);
  3) правообладатель для защиты своих законных прав должен предоставить таможенным органам денежное обеспечение в размере не менее 500 тыс. руб. (статья 395), что делает саму идею такой защиты абсурдной (защита за собственные деньги) и т.д.

  2. Противоречат статье VI ГАТТ нормы статьи 318 Кодекса, приравнивающие специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины к ввозным таможенным пошлинам, что напрямую запрещено ГАТТ.

  3. Статье VII ГАТТ не соответствуют нормы статьи 323 Кодекса, дающие таможенным органам право самостоятельно устанавливать (изменять) размер таможенной стоимости (ГАТТ запрещает такого рода вмешательство государственных органов в дела предпринимателя), проводить какие- то консультации с декларантом “по выбору метода определения таможенной стоимости товаров”, соглашаться или не соглашаться с выбранным методом (последовательность применения таких методов в ГАТТ строго детерминирована и исключает участие таможни в этих процессах), “презумпция виновности” декларанта, который обязан доказывать правильность исчисленной таможенной стоимости и обоснованность ее определения (ГАТТ не предусматривает такую обязанность декларанта) и т.д.

  4. Основным принципом ГАТТ/ВТО является равенство (недискриминация) всех участников торговли, Кодекс наоборот предоставляет право таможенным органам устанавливать для отдельных категорий лиц (так называемые “белые”, “серые” и “черные” списки) более льготные или более жесткие условия (пункт 2 статьи 63, статья 67, статья 68, пункт 1 статьи 72, пункт 3 статьи 81, пункт 3 статьи 82, пункт 2 статьи 86, пункт 1 статьи 102, пункт 4 статьи 107, пункт 6 статьи 124, пункт 1 статьи 136, пункт 2 статьи 137, пункт 7 статьи 138, пункт 1 статьи 146, статья 150, статья 152, статьи 154, пункт 1 статьи 159, статья 160, пункты 1 и 2 статьи 281, пункт 3 статьи 288, пункт 3 статьи 311, статья 323, пункт 1 статьи 333, пункт 2 статьи 337, пункт 4 статьи 338, пункт 4 статьи 342, статья 347, пункт 2 статьи 359, пункт 5 статьи 372)

Конвенция Киото “ Об упрощении и гармонизации таможенных процедур”
  При разработке нового Таможенного Кодекса многие положения Конвенции Киото “ Об упрощении и гармонизации таможенных процедур”, на основе которой построено таможенное законодательство большинства стран мира, были проигнорированы или искажены (соблюдение норм Киотской конвенции является одним из условий вступления России в ВТО).
  Так, статья 87 Кодекса не соответствует положениям стандартного правила 12 Специального приложения “Е” Конвенции в части установления маршрутов следования транспортных средств, перевозящих товары, и таможенного сопровождения.
  Определение в Кодексе понятий “таможенная процедура” и “таможенный режим”, не соответствует положениям Стандартного правила 1.2 Конвенции Киото.
  В целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, статьей 155 Кодекса устанавливаются следующие виды таможенных режимов:
  1) основные таможенные режимы:
  – выпуск для внутреннего потребления;
  – экспорт;
  – международный таможенный транзит;
  2) экономические таможенные режимы:
  – переработка на таможенной территории;
  – переработка для внутреннего потребления;
  – переработка вне таможенной территории;
  – временный ввоз;
  – таможенный склад;
  – свободная таможенная зона (свободный склад);
  3) завершающие таможенные режимы:
  – реимпорт;
  – реэкспорт;
  – уничтожение;
  – отказ в пользу государства;
  4) специальные таможенные режимы:
  – временный вывоз;
  – беспошлинная торговля;
  – перемещение припасов;
  – иные специальные таможенные режимы.
  В Кодексе не раскрывается содержание понятий “основные”, “ экономические”, “завершающие” и “специальные” таможенные режимы, в связи с чем, невозможно понять и определить практическое и научное значение их деления на вышеуказанные виды.
  При этом в Конвенции Киото таможенные процедуры на какие-либо дополнительные виды не подразделяются.

Приведем примеры других несоответствий:
  Статья 163 Таможенного кодекса не соответствует положениям Специального приложения “В” Конвенции Киото, в котором определена процедура “выпуска для свободного обращения”;
  Статьи 173-186 Таможенного кодекса (переработка на таможенной территории) не соответствуют стандартному правилу Специального приложения “F” Конвенции Киото в части согласования нормы выхода продуктов переработки;
  Принципам Конвенции Киото противоречит пункт 2 статьи 281 Кодекса в части определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами;
  Не соответствует стандартным правилам Главы 4 Конвенции Киото пункт 7 статьи 323 Кодекса, предоставляющий таможенным органам право самостоятельного определения таможенной стоимости товаров и т.д. 

Иные международные соглашения
  В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанная конституционная норма нашла свое отражение в статье 8 Кодекса, однако в других его статьях это конституционное положение зачастую игнорируется:
  – статья 87 Кодекса противоречит статье 23 международной таможенной Конвенции МДП, в части, касающейся таможенного сопровождения;
  – подпункт 3 пункта 1 статьи 409 Кодекса противоречит статье 111 Конвенции ООН по морскому праву, в части преследования судов-нарушителей;
  – статья 302 Кодекса не соответствует положениям Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года в части правового положения членов семей дипломатического корпуса “не являющихся гражданами Российской Федерации”.

Русское экономическое общество выражает особую благодарность Алексею Зернову (эксперт Калининградского научного общества) за предоставленные материалы, а также Сергею Пасько (Председатель Союза предпринимателей Калининградской области), Александру Желонкину (Председатель Калининградского научного общества), Анатолию Звереву (Президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний)