Новый этап взаимоотношений с международными финансовыми организациями?

in Вестник РЭО №103, Госдолг

30 октября т.г. Минэкономразвития представило Правительству РФ предложения о формах сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО). Отношения должны строится на основе развития и распространения в России проектной формы финансирования. Планируется направлять средства на финансирование судебной и административной реформ, реформы системы социальной защиты, ЖКХ, развитие инноваций, малого и среднего предпринимательства. Кроме того, важным направлением сотрудничества являются крупные инвестиционные программы для обновления и развития транспортной, производственной и социальной инфраструктуры с привлечением государственных и частных инвестиционных ресурсов.

  Главным аргументом в пользу именно таких взаимоотношений с МФО является привлекательность условий предоставления ими заемных средств (низкая процентная ставка, длительный срок погашения займов, консультационное сопровождение проектов). Предлагается также развивать гибкий механизм финансирования проектов с обеспечением высокой доли софинансирования с российской стороны (50-80%). При этом, верхнюю границу необходимо сделать плавающей, в зависимости от возможностей бюджетной системы. Сейчас софинансирование производится в недостаточном объеме. По установленным ранее соглашениям с Всемирным банком и ЕБРР в 2004 г. на софинансирование должно выделяться $1,2 млрд., в то время как фактически в бюджете заложено $340 млн.

  Помимо всего прочего, Ммнэкономразвития рекомендовало сокращать повсеместное гарантирование государством займов от МФО и переводить сотрудничество на уровень коммерческих банков. Государственное гарантирование должно сохраняться исключительно для важных инфраструктурных проектов: строительство автомобильных, железных дорог и проектов в социальной сфере.
  Глава Минфина А.Кудрин заявил, что в настоящее время у России достаточно финансовых ресурсов и даже льготные условия предоставления займов предполагают некоторую стоимость их обслуживания, а дополнительная нагрузка на бюджет крайне нежелательна.

  В целом правительство поддержало предложение Минэкономразвития. Премьер-министр РФ М.Касьянов, отношения с МФО должны строится с учетом того, что страна переходит в “стадию созидания”, сообщает “Интерфакс”. Ключевым направлением сотрудничества было названо развитие транспортной инфраструктуры: строительство мостов, дорог, морских портов. Все это коммерчески окупаемые проекты, но государственное участие в них также предполагается.
  Напомним, что согласно данным Минфина РФ, по состоянию на 01.01.2003 г. задолженность России перед МФО составила $13,9 млрд., причем 50% – долг перед Всемирным банком, 46% – перед МВФ и 4% – перед ЕБРР. В совокупной сумме государственного долга России доля обязательств перед МФО составляет 11%.

  Вывод: Принятие Правительством РФ решения об изменении отношений с международными финансовыми организациями можно рассматривать как достаточно формальный шаг, поскольку в результате вряд ли что-то изменится. Группа Всемирного Банка всегда занималась предоставлением средств на развитие, и находящиеся в его портфеле проекты, связанные с Россией (около 60), являются ничем иным, как проектным кредитованием на льготных условиях. Возможно, изменением взаимоотношений считается отказ от заимствования средств у МВФ, который их предоставляет на финансирование мероприятий по исправлению ситуации с платежным балансом. Но в текущей ситуации, при благоприятной мировой конъюнктуре цен на энергоносители, даже при наличии желания получить на эти цели средства от МВФ России вряд ли бы удалось.

  В данном случае речь идет скорее о принятии решения об активизации отношений с МФО и более взвешенном и ответственном подходе к ним, нежели о пересмотре форм взаимоотношений. Данный факт безусловно положителен, однако остается всего один вопрос: почему только в конце 2003 г. Правительство РФ решает привлекать в экономику дешевые, долгосрочные проектные инвестиционные ресурсы?