Некоторые особенности декларирования и чистота языка в новом Таможенном кодексе РФ

in Вестник РЭО №103, Внешняя торговля

При анализе новой редакции Таможенного кодекса, который должен вступить в действие с 1 января 2004 г., хотелось бы еще остановится на некоторых особенностях декларирования товаров различных наименований.
  В соответствии со статьей 128 Кодекса “по желанию декларанта (то есть фактически таможенного брокера, удостоенного чести быть внесенным в особый реестр таможенных органов) содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня”.

  Эта норма говорит о том, что вся политика Правительства последних лет по унификации ставок таможенных пошлин, широкому использованию комбинированных ставок пошлин, а также применению разрешенные ВТО механизмы тарифной защиты (специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины) была пустой тратой времени и сил.
  Действительно, с новым “прогрессивным” таможенным законодательством любое приближенное к таможне лицо может (уже вполне на законном основании) указывать в таможенной декларации любые товары по своему выбору.
  Например, к цистерне с нефтью можно прикрепить букет фиалок или бросить пару носовых платков в контейнер с алюминиевыми банками для разлива пива – этого достаточно, чтобы в соответствии с новым Таможенным кодексом в декларации указать соответственно, фиалки и платки, и именно они попадут в таможенную статистику.

  Вывод: Нетрудно предположить, что при творческом подходе в скором времени официальная статистика внешней торговли России значительно похудеет, и в ней будет фигурировать пара десятков экспортных и импортных товаров (по выбору декларанта).

О чистоте государственного языка в Кодексе
  Многие статьи Таможенного кодекса написаны так, что не поддаются осмыслению или какому-либо рациональному анализу. Поэтому их невозможно комментировать.
  Например:
  Статья 212. Применение таможенных пошлин, налогов
  5. Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, которые применялись на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены.

Статья 45. Право на обжалование
  2. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.

Статья 68. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц
  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

Статья 183. Отходы
  1. В отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. 

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства
  6. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Вывод: Подобных статей в Кодексе множество. На наш взгляд, именно “абракадабра” таких статей дает возможность манипулировать смыслом Кодекса любому таможенному чиновнику, лишает лиц какой-либо перспективы судебной защиты, а таможенникам позволяет уходить от справедливого наказания за совершенные деяния.

Русское экономическое общество выражает благодарность Алексею Зернову (эксперт Калининградского научного общества) за предоставленные материалы, а также Сергею Пасько (Председатель Союза предпринимателей Калининградской области), Александру Желонкину (Председатель Калининградского научного общества), Анатолию Звереву (Президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний)