Ход пенсионного реформирования в России

in Вестник РЭО №105, Население, Пенсионная реформа, Реформы

13 ноября т.г. на заседании правительства обсуждался ход реализации пенсионной реформы в России. Как заявил премьер-министр М.Касьянов, слабая разъяснительная работа с населением о ходе пенсионной реформы создает проблемы для ее успешной реализации. По словам М.Касьянова, сейчас очевидно, что очень малая часть населения РФ проинформирована об этапах пенсионной реформы, о том, что такое накопительная часть пенсии и инвестирование накопленных средств.
  В результате, по информации Департамента правительственной информации, до 10 декабря т.г. поручено Минтруду РФ, Минфину РФ, Пенсионному фонду РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях реализации Федерального закона №111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” подготовить и внести предложения, касающиеся:

·     обеспечения с привлечением Сбербанка РФ создания инфраструктуры, достаточной для приема на всей территории России заявлений застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании);

·     проведения необходимой информационной и разъяснительной работы по порядку реализации прав граждан на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда;

·     разработки предложений по развитию финансового рынка в части формиро- вания активов, приемлемых для инвестирования средств пенсионных накоплений;

·     проведения работы по обеспечению страхования ответственности управляющих компаний и специализированного депозитария, а также по открытию управляющими компаниями счетов в кредитных организациях.

Правительство РФ возложило на Минтруд функцию координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению пенсионной реформы. В связи с этим Минтруду поручено в недельный срок представить в правительство предложения по данному вопросу.
  Правительство также поручило подготовить и внести до 1 февраля 2004 г. предложения по внесению изменений в Федеральный закон №111-ФЗ, рассмотрев при этом, в частности, вопросы:

·     определения правового статуса, требований и особенностей деятельности государственной управляющей компании;

·     уточнения норм расходов субъектов процесса инвестирования средств пенсионных накоплений;

·     условий страхования ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний;

·     порядка принятия кодекса профессиональной этики управляющими компаниями, специализированным депозитарием и брокерами, участвующими в инвестировании средств пенсионных накоплений;

·     распределения функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в рамках государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти необходимо:

·     завершить подготовку проекта ФЗ о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста, и не позднее 10 декабря 2003 г. внести его в правительство в установленном порядке;

·     представить до 15 февраля 2004 г. в правительство в установленном порядке поправки к проектам законодательных актов по вопросам создания и функционирования профессиональных пенсионных систем.

На заседании было отмечено, что подготовка нормативных правовых актов по реализации ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах” неоправданно затянулась. В связи с этим Минтруду России, ФКЦБ России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено завершить разработку и не позднее 10 декабря 2003 г. внести в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для применения с 1 января 2004 г. норм указанного ФЗ.

  Как заявил после заседания правительства министр труда и социального страхования А.Починок, менее 500 тыс. россиян получили извещение Пенсионного фонда РФ с нулевым балансом на накопительных пенсионных счетах, сообщает “Интерфакс”. “Цифра оказалась существенно меньше, чем прогнозировалась”, – сказал А.Починок. По словам министра, Пенсионный фонд РФ усилил разъяснительную работу, в частности, выпущены рекламные ролики, размещены десятки тысяч разъяснительных статей. “Пенсионный фонд должен стать мощным информационным центром, необходимо разработать единую систему информации”, – продолжил А.Починок.
  А.Починок также заявил, что государство изучает вопрос о возможности создания государственной управляющей компании для работы со средствами пенсионных накоплений, в случае, если граждане не захотят обращаться в частные управляющие компании. “Граждане должны иметь право уходить в государственные компании из негосударственных, если они этого захотят”, – сказал министр.

  Вывод: Предложения правительства явно носят подготовительный характер (как будто до самой реформы еще несколько лет есть в запасе, чтобы как следует подготовиться), в то время как сама реформа уже идет полным ходом. Характер правительственных предложений свидетельствует о том, что пенсионная реформа явно не готова к внедрению.
  Налицо лишь сплошные недоработки. Очевидно, что работа по информированию населения провалена, большая часть населения с самого начала была введена в заблуждение (в уведомлениях указаны неправильные предельные сроки принятия решения о выборе управляющей компании) и в результате не понимает сути происходящего. При этом реформа уже началась и от каждого гражданина требуется быстрое принятие решение об инвестировании. Ситуация явно ненормальная. Об этом свидетельствует и мизерное число граждан (13 тыс. чел. на 5 ноября т.г., по данным Пенсионного фонда РФ, из примерно 40 млн. граждан, участвующих в реформе), выбравших частные управляющие компании. В таких условиях, очевидно, что большая часть средств останется под управлением государственной управляющей компании (Внешэкономбанк). При этом для Внешэкономбанка не определены ни правовой статус, ни требования к управлению, ни сформулированы критерии деятельности государственной управляющей компании. Предложения по этим вопросам будут внесены в правительство лишь к 1 февраля 2004 г., а до 1 марта, по плану реформы, ПФР уже должен рассмотреть поступившие заявления от граждан и до 31 марта 2004 г. завершить перевод пенсионных накоплений негосударственным управляющим компаниям. Таким образом, в данный момент деятельность ВЭБ по управлению пенсионными накоплениями фактически никакими законодательными актами не регламентируется.

  Что же касается господина Починка, то он, видимо, вообще не в курсе происходящего. Он всерьез говорил о том, что, возможно, все же стоит создать государственную управляющую компанию. Хотели бы напомнить, что такая компания уже давно определена. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №34 от 22 января 2003 г. ею назначен Внешэконобанк. Странно, почему министр не знает об этом. Хотя, возможно, речь идет о смене нынешнего госуправляющего на другого, в таком случае данную инициативу, безусловно, надо приветствовать.
  Также поражает мотивировка необходимости создания госуправляющей компании. По словам министра труда, “граждане должны иметь право уходить в государственные компании из негосударственных, если они этого захотят”. После такого высказывания хочется спросить у г-на Починка, а он считает, что в текущий момент средства пенсионных накоплений висят в воздухе? Хотели бы довести до сведения незнающих, что по умолчанию средства пенсионных накоплений всегда находились (с момента назначения ВЭБа госуправляющей компанией) и будут находиться под управлением государственной управляющей компании, которой в настоящий момент является ВЭБ.

  Починок заявляет, что “Пенсионный фонд должен стать мощным информационным центром, необходимо разработать единую систему информации”. Непонятно, почему только сейчас вспомнили об этом, и чем до этого занимался Пенсионный фонд. В его обязанности и должно было входить полноценное информирование граждан о сущности пенсионной реформы до самой реформы, чтобы граждане России понимали, как им нужно поступать и что предпринимать.
  Русское экономическое общество пристально следит за происходящим в области пенсионного реформирования (в настоящее время в стадии завершения специальный доклад по данной теме), но мы почему то не заметили десятков тысяч разъяснительных статей на тему пенсионной реформы и тем более каких бы то ни было роликов, о чем говорит Починок. Наоборот, законодательство запутано донельзя, а со стороны ПФР и других заинтересованных ведомств разъяснительных комментариев не очень-то много.

  Примечательно также высказывание министра труда и о количестве людей, получивших уведомления с нулевыми значениями на накопительных счетах – менее 500 тыс. человек. Странно, еще 23 октября тот же А.Починок заявил во всеуслышание о том, что не менее 8 млн. человек, получив извещение ПФР, обнаружили нулевой баланс на накопительном счете, о чем сообщил тогда “Интерфакс”. При этом министр отметил, что после анализа сведений Пенсионного фонда количество людей с нулевым балансом на накопительных пенсионных счетах может оказаться еще больше. “Это будут гигантские цифры”, – сокрушался 23 октября министр. Мы видим, что прошло чуть более 20 дней, а цифры изменились очень существенно. Какая-то уж очень большая погрешность измерений – в 16 раз! Конечно, можно было ошибиться, но не во столько же раз.

  И после всего этого, как мы видим, исходя из итогов заседания правительства, именно на ведомство Починка правительство возложило функцию координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению пенсионной реформы. Такой шаг с трудом поддается анализу и комментарию.
  А мы удивляемся, что граждане России не понимают происходящего в области пенсионного реформирования. Оказывается, не понимает даже министр труда. Вот ведь до какой степени не информировано общество! Фактически же заявления А.Починка дискредитируют деятельность всего правительства в данном направлении.