Перспективы развития банковской системы России

in Вестник РЭО №105, Банки, Центральный банк

По итогам состоявшегося 11 ноября заседания Правительства РФ Минэкономразвития, Минфину, ФКЦБ и МАП с участием Банка России поручено дополнительно проработать вопросы развития банковской системы в РФ и представить до 1 февраля 2004 г. проект новой редакции Стратегии развития банковского сектора.
  Действующая редакция представлена в совместном заявлении Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. “О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации”, где были сформулированы цели и задачи развития банковской системы на среднесрочную перспективу (5 лет). Практическими задачами стратегии являются укрепление финансового состояния кредитных учреждений и ликвидация нежизнеспособных организаций, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также усиление взаимодействия банковского и реального секторов экономики. Результатом реализации реформы должно стать повышение надежности и роли банковского сектора в экономике России, а также установление соотношения активов банков и ВВП на уровне 45-50%, капитала и ВВП – 5-6%, кредитов, предоставленных реальному сектору экономики и ВВП – 18-20%.

  В процессе реализации стратегии государство планирует отказаться от участия в капитале тех кредитных учреждений, где оно составляет менее 25%, а в отношении банков с большим госучастием, должна быть оценена его целесообразность и в случае необходимости, разработан механизм выхода из капиталов таких банков. Отдельно разработана политика в отношении Сбербанка. В частности, обязательным условием выхода Банка России из его капитала является вхождение Сбербанка в систему гарантирования вкладов, создание которой должно проходить в два этапа: первый этап – добровольное участие в системе, второй, наступающий не ранее чем через год после начала первого этапа – обязательное участие банков.

  Законопроект “О страховании вкладов физических лиц в банках РФ”, основные разногласия по которому к 12 ноября 2003 г. удалось разрешить, о чем заявил в интервью РИА “Новости” зампредседателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам П.Медведев, предположительно будет рассматриваться Госдумой во втором чтении 19 ноября 2003 г. Основные споры разворачивались вокруг особого статуса Сбербанка. В результате, по вкладам, которые были осуществлены до вступления закона в силу, сохраняется субсидиарная (дополнительная) ответственность государства, а по новым договорам будет действовать общий порядок. Кроме того, решен вопрос о счетах для накопления страховых фондов. “Эти счета будут отдельными для Сбербанка и других банков до тех пор, пока соотношение вкладов в Сбербанке и остальных банках не достигнет 50 на 50, но не позднее 1 января 2009 г.”, – заявил 12 ноября т.г. замглавы Минэкономразвития А.Дворкович. После этого страховой фонд будет общим для всех кредитных организаций.
  В октябре 2003 г. Банк России в рамках “Бюллетеня банковской статистики” опубликовал макроэкономические показатели деятельности банковского сектора РФ. Соотношение активов банковского сектора и ВВП в рублевом выражении с января 2002 г. по июль 2003 г. увеличились на 15% и достигли величины 40,3%. Соотношение собственные средства/ВВП выросло за тот же период на 18% и составило 5,9%. Отношение кредитов реальному сектору экономики к ВВП увеличилось на 17,7% и достигло 15,3%.

  Вывод: Таким образом, реализация разработанной Правительством и ЦБ РФ Стратегии развития банковского сектора России, с одной стороны, проходит достаточно успешно, например, в части целевых значений макроэкономических показателей деятельности банковского сектора, которые практически достигнуты. С другой стороны, существует угроза затягивания процесса принятия закона “О страховании вкладов физических лиц в банках РФ”, в силу предвыборной занятости депутатов Госдумы. От принятия Закона, следуя Стратегии, зависит и судьба структуры собственников Сбербанка. По нашему мнению, основным собственником Сбербанка должно стать Правительство РФ, поскольку совмещение Банком России функций надзорного органа и основного собственника коммерческого банка противоречит эффективному выполнению каждой из них, а участие государства в его капитале представляется необходимым в силу решения Сбербанком множества экономически неэффективных, но социально-значимых задач.

  Следует отметить, что, делая основной упор в реформе банковского сектора на принятии закона о страховании вкладов, Правительство и ЦБ РФ практически не занимаются разработкой других, не менее значимых направлений. В частности, ставкой рефинансирования, которая должна служить не единицей измерения размеров штрафов, а инструментом регулирования процессов кредитования и хозяйственной активности в экономике. Кроме того, не совсем понятна экономическая аргументация установления жестких ограничений на деятельность иностранных кредитных организаций в России. Фактически происходит отказ от привлечения в страну надежных организаций с диверсифицированным набором банковских услуг и квалифицированным менеджментом. Денежные власти предпочитают сохранять большое количество малоэффективных банков, фактически оберегая их от конкуренции со стороны иностранных кредитных организаций, жертвуя созданием в стране эффективной системы коммерческих банков, качественно выполняющей свою главную функцию – финансовое посредничество, от которой напрямую зависят темпы экономического роста. Со стороны Банка России требуется решение задач стимулирования создания эффективных российских коммерческих банков, способных конкурировать с нерезидентами, а не введение административных ограничений.
  Стратегия развития банковского сектора РФ, безусловно, нуждается в серьезной доработке. Принципиально цели и задачи вряд ли изменятся, однако некоторая смена акцентов в развитии банковской системы должна иметь место.